Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Чуфут-Кале

Оригинал взят у igorsamusenko в Чуфут-Кале
Последний раз  в Чуфут-Кале  я ходил в мае 2012 года.  Приходилось там бывать весной, летом и осенью,  лишь  зима останавливала  скользким
крутым  подъемом  к южным воротам. И вот сейчас  пришло в голову,  а ведь можно  же зимой сходить  туда через восточные ворота, там подъем
небольшой, хоть и дальше. Долго выбирал между Мангупом и Чуфуткой, но в последний момент за меня всё решила простуда. С утра запершило
горло  и я вдруг  вспомнил какой  целебный воздух  там наверху на  плато Бурунчак.  Говорят,  что на этом перекрестке эпох  и религий в средние
века никогда не было эпидемий. Значит решено - иду лечиться!




Сейчас в крымском лесу благодатная пора, всё цветет от самой чахлой травинки до могучего дерева. Фитонциды, выделяемые листьями, смешиваются
с эфирными маслами цветочных ароматов и весь этот фимиам витает в воздухе, норовя проникнуть в каждую клетку твоего тела.


Купающемуся в волнах лесных благовоний даже кладбище кажется средоточием жизненных сил и энергий. Тем более, что оно такое древнее, что
утратило свой горестный изначальный смысл и хочется его красиво назвать некрополем или местом вечного упокоения...


А ещё здесь когда-то было текие дервишей, обиталище отшельников, мистиков-скитальцев, искателей истины. В Крыму они пользовались особым
уважением и почетом, чтобы подать дервишу милостыню нужно было стать на колени или держать руку с монетой ниже его руки.


Ритуальные пляски дервишей, впадающих в транс, создавали сильнейшие энергетические поля, находясь в которых люди даже избавлялись от
неизлечимых заболеваний. Мне нужно постараться попасть в такое силовое поле, ведь энергетика, создаваемая людьми, никуда не исчезает,
она остается на века записанной в кристаллической решетке камня.


Текие дервишей Газы Мансур мирно соседствовало с православными святынями Успенского монастыря и каримскими кенасами. Кто знает, может быть
молитвы трех мировых религий и сделали Чуфут-Кале местом силы.


Выхожу на финишную прямую - к подъему из ущелья Марьям-Дере к южным воротам древнего города.


Когда-то в далеком детстве и юности мне этот подъем представлялся необыкновенно трудным, не знаю почему. Казалось, что сделай я неверный шаг
и покачусь кубарем вниз. Может со временем притяженье земли повысилось?:)


Сколько бы раз я не приходил к этим стенам меня всегда охватывает трепет. Безмолвный город с историей в полторы тысячи лет своими каменными
развалинами действует посильнее прекрасно сохранившихся и ухоженных памятников того же времени.


Чем выше я поднимался, тем легче становилось дышать, першение в горле прекратилось. В который раз убеждаюсь, что за чудесами далеко ходить
не надо, они рядом с нами.


Прогноз погоды на воскресенье 10 мая был не совсем благоприятный, после обеда обещали дождь. Небо намекало на правильность обещаний
синоптиков, но хотелось в этот раз, чтобы они ошиблись.


Всегда испытываю острое желание лечь на эту тысячелетнюю дорогу и припасть ухом к скале. Кажется сквозь тьму веков я услышу стук кованых копыт,
скрип деревянных колес повозок и колесниц, лязг оружия и шорох шагов его владельцев...


Несколько лет назад неподалеку от южных ворот города откопали неведомый колодец. Ученые до сих пор спорят о его предназначении, большинство
склоняется к тому, что это древнее гидротехническое сооружение, позволявшее снабжать город водой. В каждое мое посещение Чуфут-Кале этот
колодец бывает, к сожалению, закрыт.


Я не думаю, что этот подъем, которым в наше время пользуются в основном люди для посещения Чуфут-Кале был тысячу лет назад главным. Все-таки
для колесниц и арб здесь крутовато, а вот через восточные ворота намного легче. Я в этот раз обратил внимание, что колея, выбитая за века
колесами, глубже с той стороны, значит и ездили там больше.


Чуфут-Кале - город множества культур. Византийцы, аланы, татары, кыпчаки, караимы, крымчаки это только те народы, о которых мы знаем, что они
точно жили здесь. Сколько кипящей смолы и камней обрушилось с этих скал и стен на головы врагов, осаждающих город!


Последний поворот по широкой дороге, вымощенной обкатанным известняком. Здесь уже выбоин не видно, наверно, этот участок сооружен значительно
позже.


Южные малые(тайные) ворота. Сделаны в XIV веке из дуба на месте более древних. В XVI веке обиты полосами железа.Если они когда-то и были
скрыты от посторонних глаз, то только деревьями. Моя фантазия уже рисует плодовые сады,раскинувшиеся на склонах Бурунчака, утопающего в
цветах...


Глядя с крепостной стены на ущелье Марьям-Дере чувствуешь себя маленьким, но смелым муравьишком, карабкающимся по скалам в поисках пищи
для души и ума.


Который раз иду по этим улицам, от которых осталась только мощеная булыжником дорога, да по бокам её кое-где остатки фундаментов домов и всякий
раз поражаюсь как неумолимо время к городам, оставшимся без людей.


У меня в планах сегодня обойти весь город, а это ни много ни мало, а около десяти гектаров. Всего плато Чуфут-Кале занимает 29 гектар, юго-западная
часть раньше была покрыта лесом, в который содержали оленей для охоты хана.


Я когда-то поставил себе задачу обойти незастроенную часть крепости и сделал это, дойдя до края Бурунчакского мыса. Сейчас там леса нет, одна
ковыльная степь, да лагерь работающих на раскопках археологов.


Древний город крепость в своей истории имел два известных нам названия. Татары с начала XIII века называли его Кырк-Ор(Сорок укреплений), а вот
в середине XVII века, когда город покинул татарский хан, он стал зваться Чуфут-Кале(Иудейская крепость)


Дотатарское название города, а это почти пять столетий его истории нам неведомо. Предполагают, что это и есть легендарный город древности Фуллы,
но это всего лишь гипотеза. На это название претендуют ещё несколько пещерных городов Крыма.


История Крыма полна тайн. Хотелось бы прикоснуться хотя бы к одной из них под названием "Фуллы"...


Большая и малая караимские кенасы у южного обрыва плато единственные хорошо сохранившиеся здания города. Караимы покинули Чуфут-Кале только лишь
к концу XIX века и то после их ухода здесь осталась жить семья смотрителей.


Одна из кенас была построена в XIV веке, а вторая в XVIII. Именно здесь в 1730 году появилась первая крымская типография.


Внутри кенас центральное место занимает алтарная часть с хранившимися здесь свитками Ветхого завета. Один из свитков выставлен в экспозиции
Ханского дворца в Бахчисарае.


Продолжение следует...
Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments