Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Севилья: Semana Santa 2013, часть первая

Оригинал взят у adagamov.info в Севилья: Semana Santa 2013, часть первая


Предпасхальная неделя в Испании — это то, что стоит увидеть своими глазами. Поэтому я отправился в Севилью, чтобы посмотреть как проходит там Semana Santa — Святая неделя. В эти дни по улицам испанских городов носят роскошно оформленные фигуры святой Девы Марии и помосты со сценами из Библии. Я уже писал, что в Испании культ святой Девы возведен в абсолют и она затмила собой, собственно, самого Христа. В стране сотни братств, которые образованы вокруг «своей» Девы и в Святую Неделю они выносят её на всеобщее обозрение. В Севилье братства носят Деву из своей церкви в кафедральный собор. Это фантастическое зрелище, которое готовится целый год.

История торжественных демонстраций святынь перед народом берет начало еще в Древней Греции (как, например, Элевсинские мистерии), а в Древнем Риме широко практиковались торжественные процессии в честь богини Дианы. Но самое широкое распространение они получили лишь с приходом Средних Веков в христианском мире. Нищенствующие монашеские ордена использовали святыни в качестве «наглядных пособий» для распространения веры в народе, и к XV веку практически у всех крупных орденов появились свои образа Богоматери и Иисуса. Точкой отсчета религиозных процессий как мы их знаем сегодня послужил Тридентский собор, во время которого Католическая церковь дала себе отчет в важности использования святынь в евангелизации и пришла к выводу, что их демонтрация более эффективна, чем чтение Библии, тем более, что в те времена, процент безграмотных был крайне велик, а священные тексты было запрещено переводить с латыни.

Святая Неделя в Севилье: фоторепортаж

Надо сразу сказать, что холодная весна 2013 г. нанесла тяжелый удар и по испанцам — обычно на улицы Севильи в эту неделю выходят около 100 процессий. Но постоянные дожди в городе всё изменили и мы с Леной тщетно искали братство, которое рискнет выйти первым. В эти дни все ТВ и радио Испании только и занято тем, что рассказывает о происходящем в братствах. Есть специальное приложение для айфона, где указаны названия братств, их численность, когда они выходят и сколько их будет. Лена постоянно сверялась с этой информацией и мы уже сели в такси, чтобы ехать к тем, кто собирался выйти, но таксист, который слушал радио, молча покачал головой: — Не поеду, они не вышли.

Выйти или нет решается на совете старших братьев — это абсолютно закрытый процесс, и меня не пустили на него даже в том братстве, с которым дружна Лена Горошкова — мой спутник и проводник по миру католической Севильи.

Когда старшие братья, глядя на прогноз погоды (а шествие обычно длится 12 часов!), решают, что братство не выйдет, люди начинают совершенно искренне плакать, особенно члены братства. Такие трагедии очень любит показывать ТВ и все новостные выпуски обязательно снабжаются картинкой плачущих братьев — мы не вышли, хотя готовились весь год.

Посмотрев оперативную информацию, мы пришли к церкви Omium Sanctorum в севильском квартале Макарена. Вроде бы, братство решило выйти, хотя погода была никудышной и народ мок под зонтиками, без особой надежды.






В эти часы здесь интересуются только прогнозом погоды и происходящим в братствах города. Все хотят не пропустить ни одного выхода, тем более, что их ожидалось непривычно мало — дождь лил, как из ведра, и все понимали, что священные реликвии, которым часто по 500-600 лет, никто под дождь не потащит.












И вот, когда уже все совсем приуныли...






... в начале улицы заухали барабаны, зазвенели трубы и к церкви, рядом с которой собрались люди, торжественным маршем подошел оркестр братства. Все сразу воспрянули духом, заулыбались, появилась надежда, что шествие состоится. Это, напомню, должно было стать первым шествием в Севилье в Святую Среду.







Ах, как красиво, очень вовремя, с чувством, под великолепный марш пришел этот оркестр!












К оркестрантам сразу кинулись друзья, начались объятия. Все поняли, что братство все-таки выйдет. Сразу возникла атмосфера эйфории, радости и любви. Это вообще очень характерные черты поведения людей на этом празднике. В это невольно втягиваешься и сам начинаешь улыбаться всем. Нигде так не было легко снимать, как в Севилье на Святой Неделе — люди реагировали на фотокамеру исключительно.



















У многих музыкантов под треуголками изображения Святой Девы.




























В барах рядом с церковью тоже закипела жизнь, оркестраны смешались с публикой, появились т.н. «косталерос» — члены братства, которые носят помосты с Девой и Христом. Народ потащил на улицу бокалы с пивом и вином. Все ждали решения Главного Брата, который взял на раздумье один час.







Мимо пробежал член соседнего братства, которое тоже собралось выходить — облака на небе рассыпались и вышло несмелое пока солнышко.







Вот это двое из «косталерос», которые несут помост со сценой из Библии. Видите, у них на спине написано у них на спинах написано Jesús de la Paz. Скоро вы увидите, как они это делают. В руках у «косталерос» накидки на голову и спину, под рубашками — жесткие корсеты. Севильская традиция нести помосты с Девой — самая трудная для «косталерос».







Полиция тоже ждет решения Старшего Брата. Часто на организацию порядка на таких шествиях выходят полицейские, принадлежащие к этому братству — на груди у них его медальоны.







Фотография на память. Для испанца-католика участие в Святой Неделе — большая честь и счастье.







Впереди оркестра обязательно несут штандарт с символом непорочности Святой Девы — simpecado (sin pecado -- без греха).







Еще пятнадцать минут, десять, пять... И вот он, долгожданный момент. Двери храма открываются и из них выходит Старший Брат под охраной тех самых полициейских, о которых я говорил — видите, у них на груди эмблемы братства. Шествие начинается под оглушительные аплодисменты и крики собравшихся. Колпаки на головах братьев (насаренос) означают, что они кающиеся грешники и скрывают свои лица. Дети без колпаков те, кто еще не принял причастие к святому братству.

Итак, первое братство, вышедшее в Святую Среду на улицы города, называется El Carmen Doloroso (полное название — Hermandad Carmelita de las Maravillas de María y Cofradía de Nazarenos de Ntro. Padre Jesús de la Paz y Ntra. Sra. del Carmen en sus Misterios Dolorosos) Братство немногочисленное, очень камерное, но именно оно было самым решительным и рискнуло выпустить процессию на улицы перед угрозой дождя, самого страшного проклятия всей недели.

Братство приписано к церкви Omium Sanctorum в севильском квартале Макарена. Эта «районная» церковь была построена в 1249 году. Она пережила землятресение 1356 года, поджог и «республиканские» погромы 1936-го года. Сегодня церковь является домом для трех братств, два из них участвуют в процессиях Святой Недели.







Дети несут в руках корзинки с леденцами и раздают их собравшимся. Кроме этого, члены братства несут с собой маленькие картинки с изображением «своей» Девы (т.н. estampas), предмет вожделения коллекционеров — их тоже кладут в протянутые руки зрителей.







Вот от этой ниньи я получил целых две конфеты. Спрятал их в карман на память.















Процессия из членов братства продолжала двигаться в узком коридоре из тысяч зрителей. Но всё самое интересное было еще впереди.







Скоро появится первый помост с Христом. Вместе с ребятами, которые несут кадила, появляется смена «косталерос», которая заменит своих братьев через некоторое время.







Дети зажигают кадила и в дверях храма появляется помост с библейской сценой.







Вынос из храма двух помостов с Христом и Девой — самая сложная операция. Двери узкие и между краями помоста и стенами буквально считанные сантиметры. «Косталерос» движутся крошечными шажками, неся на себе добрые три тонны веса. Ими громко руководят специальные люди. Ни в коем случае нельзя задеть края дверей.







Есть, вынесли! Аплодисменты, играет оркестр.

Помосты (paso) несут 50 или 35 человек. Именно ношение помоста считается самым почетным делом среди братьев. Из этих людей можно делать гвозди: их спины туго перетянуты корсетами, а на плечах и загривке настоящие мозоли – целый год «косталерос» тренируются на помостах, груженых мешками с песком, чтобы в свой звездный час не дрогнуть, пронося помосты, вес которых достигает 100 килограммов на одного носильщика, на несколько сот метров без остановки. Часто выносить из церкви помост и вносить его обратно приходится на корточках — как гигантская сороконожка, живое нутро помоста медленно приседает на ходу и так же медленно расправляется, стоит Деве или Христу покинуть пределы церкви.

Седьмой шейный позвонок, на который приходится основной вес, косталерос защищают специальным головным убором с валиком (в испанском языке он называется costal, отсюда и название носильщиков). Косталерос выбирают по росту, чтобы не было ни малейшего перекоса в помосте. Главные и самые опытные обычно идут под углами помоста. Чем дальше за один раз проносят помост, тем почетнее для братства. Традиция носить помосты с Христом и Девой именно так идет из Севильи, но, кроме Гранады, Уэльвы, Хаэны и Кордобы больше нигде не применяется — это очень сложно и тяжело.







На этом помосте изображена сцена «Отречение апостола Петра» (Евангелие от Иоанна, 18, 15-18). Новозаветный эпизод, рассказывающий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса Христа после его ареста, что было предсказано Иисусом еще во время Тайной Вечери. Пётр отрекся трижды в страхе, что его тоже арестуют, а услышав, как пропел петух, он вспомнил слова своего Учителя и горько раскаялся.

Петух на помосте, кстати, тоже присутствует. Пасо с этой сценой считается одним из самых больших в Севилье. Как несут этот помост, можно посмотреть здесь: http://youtu.be/MY1_V0W5Pvw?t=1m12s Марш, который играют, так и называется — «Отречение Петра». На 3:23 можно послушать, как поют петухи.







За помостом с библейской сценой сразу уходит оркестр в красном, сыграв испанский гимн. Гимн в таких случаях не играется только, если в сцене присутствует распятый Иисус. Тогда играют траурную музыку. Теперь все ждут выноса Святой Девы, которая здесь называется Virgen del Carmen.







Вслед за оркестром снова идут «насаренос» — члены братства. Есть пять типов насаренос, в зависимости от их места в процессии, но неискушенной публике бросаются в глаза лишь два: с жестким колпаками, несущие толстые свечи, и с мягкими, сгибающиеся под тяжестью креста. Вторая группа – так называемые penitentes, кающиеся грешники – идут вслед за помостом Христа, часто босиком или в одних носках (это, впрочем, касается всех типов насаренос, которые совершают свое анонимное покаяние, блуждая в течение многих часов по улицам города без отдыха).







Посохи эти, кстати, часто из чистого серебра и очень старые. Правда, поскольку El Carmen Doloroso по севильским меркам братство молодое, с ним выходят на улицы всего 350 «насаренос» (а всего в братстве около 1000 членов).







Происхождение названия здешней Девы — Virgen del Carmen — идет от названия горы Кармель в Израиле.







По традиции у этого братства шествие длится семь с половиной часов. Вечером большие свечи, которые несут «насаренос» в жестких колпаках, зажигает Старший Брат.







Братство El Carmen Doloroso было организовано в 1982 году севильцами, проходившими морскую военную службу в Кадисе. Они выбрали своей девой Деву Кармен, покровительницу моряков. Военные моряки идут во главе процессии, которая несет помост с Девой.














И вот, с величайшими предосторожностями, на корточках из церкви выносят помост с девой Virgen del Carmen. Играет еще один оркестр (их обыкновенно несколько — чем «круче» Дева, тем больше оркестров). Люди встречают её приветственными криками, аплодируют.







Вот она, красавица!







Помосты севильских Дев очень похожи, как они и сами. Это обязательно живые цветы, богатые украшения, роскошная, расшитая золотом мантия Девы, в которую, как говорят, её одевают специально отобранные геи из братства. Каждая свеча на помосте должна гореть и за этим бдительно следит специальный человек с длинной бамбуковой палкой с фитилем на конце.







Смена «косталерос» сопровождает помост с Девой. Скоро они сменят своих товарищей. Впереди долгий, многочасовой путь по улицам Севильи.







Деву сопровождают бодрые марши, в такт которым колышатся шесты, поддерживающие «palio», покрывало над девой, и создается ощущение, что она, слегка пританцовывая, плывет над толпой. Вообще музыкальная тема Святой Недели исключительно сложна, как, впрочем, и символизм процессий. У каждого элемента есть собственный смысл и собственное место, но на глубокое ознакомление с этой темой уходят годы.





Продолжение рассказа о Святой Неделе следует.

P.S. Огромное спасибо за помощь Лене Горошковой

P.P.S. Искренняя благодарность моим друзьям и партнерам за организацию поездки:


Tags: гуляем по миру
Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments