Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Против ветра

Мировая аэродинамическая революция на суше началась, пожалуй, в самом начале тридцатых годов прошлого века. До этого были отдельные "террористы", но их были единицы и всерьёз их никто не воспринимал, считая чудаками.
Обтекаемые кузова в начале тридцатых ринулись массово проектировать по всему свету, от Швеции до Аргентины, от САСШ до СССР. Одними из "знаменосцев-сигниферов" этой революции выступили немцы и их соседи чехи, оказавшиеся на острие прогресса, а там за пару лет подтянулись и американцы, итальянцы, и прочие французы с обитателями Оловянных островов и за какие-то десять лет напрочь снесли все многовековые устоявшиеся каноны "каретного стиля".

1933 Tatra with body by Harrington 1.jpg


https://picturehistory.livejournal.com/3026121.html
Одной из икон "аэродинамической революции" стала чехословацкая Tatra 77.

Легковые автомобили Tatra (о грузовиках и трамваях сейчас речи не ведём, только о легковом подразделении фирмы), в силу мизерности объёма производства, были не слишком известны простому обывателю (в отличие от специалистов) в Западной Европе и Америке, оседая преимущественно в самой Чехословакии и её ближайших соседях. Многих отпугивала оригинальность конструкторских решений Ганса Ледвинки, что тоже не слишком способствовало росту продаж. Однако конструкторов эта своеобразность конструкции "Татр" манила как траулер приманивает фонарём в трал рыбный косяк: инженерные находки Ледвинки опробовали многие конструкторы по обе стороны океана, но по правде сказать, в основном неудачно и дальше экспериментов дело не пошло. В СССР даже выпускали серийно (хоть и очень мелкосерийно) автомобиль НАМИ-1, спроектированный по татровским лекалам. Хотя у некоторых ещё как пошло! Достаточно попомнить VW Kafer и его "сводного брата" Renault 4CV.

Что же касается стилистических решений, благодаря которым чаще всего и вспоминают марку, реализованных в Tatra 77, то "у нас тут не всё так однозначно", как говорила одна "крымчанка, дочь офицера".

1.

Ледвинка опирался на разработки Пауля Ярая ещё начала двадцатых годов и других исследователей аэродинамики, изыскания которых спровоцировали к началу тридцатых годов прошлого века "аэродинамическую революцию" в авиации и на суше.

2.
1933 Tatra with body by Harrington 2.jpg
Новаторская и оригинальная конструкция автомобилей Tatra прям-таки провоцировала людей "с творческой жилкой" на эксперименты! Как например британца Дугласа Фитцмориса (Douglas Fitzmaurice), "нарисовавшего" оригинальный обтекаемый кузов для экзотической в Великобритании Tatra T75, постройку которого осуществила кузовная фабрика Томаса Харрингтона (Thomas Harrington) Harrington Ltd. из южнобританского Сассекса.

3.
Harrington T75_Fitzmaurice.jpg
Пару слов о самой машине на снимках. Стандартный верхнеклапанный "оппозитник" воздушного охлаждения был чуть доработан и отбалансирован. Машину оснастили регулируемым задним сиденьем (ибо переднее по тогдашним понятиям в машинах подобного класса - место для наёмного водителя, а он и потерпеть может), датчиками топлива и скорости и электрическими стеклоочистителями, что было по тем временам решением передовым. Модель Fitzmaurice была представлена ​​на автосалоне в лондонской "Олимпии" в 1933 году. Машина была также протестирована представителями журнала Autocar. Автомобиль не вызвал у аудитории достаточно энтузиазма, оставшись в итоге в единственном экземпляре. Дальнейшая судьба его неизвестна. Проскользнула информация, что в 2007 году обнаружилось шасси этого автомобиля и владелец хочет построить на нём реплику кузова, но инфа из "агентства ОБС". Не осталось и архивов ателье Harrington Ltd., построившего этот интересный автомобиль: при сносе его бывших цехов в 1990 году они были уничтожены.
4.
Harrington Tatra model.jpg
Фабрика Harrington Ltd. в первой половине прошлого столетия (а основана в 1897 г.) была известна прежде всего как производитель автобусных кузовов и кабин и кузовов для грузовиков, но и легковые заказы случались, причём на шасси и Mercedes, и Bugatti, и Rolls Royce, и Bentley. Завод занимал площадь в семь гектаров, а к концу сороковых годов там трудились более шестисот сотрудников. Производственные площади позволяли изготавливать до 200 автомобилей в год. Во время Второй мировой войны фабрика работала на RAF, изготавливая детали для самолётов. Тогда же была освоена технология работы со стеклопластиком, что после войны начали применять в привычной для себя сфере. Фирма сотрудничала с группой Roots, в конце-концов попав под её власть, и во время рецессии шестидесятых годов вместе с концерном "Рутс" и бОльшей частью британской автомобильной и мотоциклетной промышленности пошла на дно...
5.
10431999
К сожалению, о Дугласе Фитцморисе найти практически ничего не удалось, лишь пару его эскизов из архивов патентного бюро.

6.
Patent print car, Tatra cars, Douglas Fitzmaurice, 1936 1.jpg

7.
Patent print car, Tatra cars, Douglas Fitzmaurice, 1936 2.jpg

8.
Im19361016A-Fitz.jpg
Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments