Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Categories:

Английский извозчик

Hansom-Cab-Horse-Power-Canadian-Museum-of-History.jpg


https://vikond65.livejournal.com/701611.html



Давненько тут не было материалов по городскому общественному транспорту. Пора обновить тему, тем более, что дата подходящая: 24 декабря 1834 года английский архитектор Джозеф Хэнсом получил патент на изобретенный им конный экипаж, который вскоре стал таким же символом викторианского Лондона, как в ХХ веке - красный двухэтажный автобус. Оригинальная двухколесная рессорная повозка в честь своего создателя получила название "кабриолет Хэнсома", которое вскоре сократилось до "Хэнсом-кэба" или просто "кэба".



Оригинальность ее, как видно на фото, состояла в том, что сиденье кучера располагалось не перед пассажирской кабиной, а позади и выше ее. Это позволило сделать экипаж максимально коротким и маневренным, способным уверенно передвигаться на узких извилистых улицах. Кроме того, повозка, рассчитанная на двоих пассажиров, получилась довольно легкой. Ее без особого труда таскала одна зашоренная лошадка, управляемая длинными поводьями, которые проходили над крышей кабины. А в качестве акселератора кучер использовал столь же длинный хлыст.



Хэнсом-кэбы получили широкое распространение в Великобритании, США и в британских доминионах. В других европейских странах они почему-то не прижились. В конце XIX и начале ХХ века по Лондону каталось несколько тысяч кэбов, не случайно они были излюбленным видом транспорта Шерлока Холмса и многих других героев английской литературы того периода. Езда в кэбе обходилась, конечно, дороже, чем в омнибусе, но была вполне доступна для среднего класса. Оплата взымалась в зависимости от расстояния или времени поездки.



Хэнсом-кэбы выпускались двух типов - с открытой спереди кабиной и с полностью закрытой, у которой в передней стенке была дверца. В первом случае кабина снабжалась матерчатым пологом или невысокой распашной перегородкой, закрывающей ноги пассажиров от дождя, снега и грязи, летевшей из-под копыт. Ну а о комфорте для кучера в те времена никто не думал.



В последнем десятилетии XIX столетия начали появляться моторные кэбы, в которых лошадиную силу заменил электрический или бензиновый двигатель. Разумеется, они стали четырехколесными, но водитель, получивший вместо хлыста и поводьев руль и рычаги, остался на прежнем месте - позади и выше пассажирской кабины. Вряд ли это можно объяснить чем-то, кроме консерватизма и инерции мышления.



"Мотор-кэбы" выпускались серийно и на протяжении ряда лет эксплуатировались в некоторых городах, например, в Нью-Йорке. Но до той распространенности и популярности, которую имели их конные предшественники, им было далеко. Еще до Первой мировой войны их вытеснили обычные такси. Отдельные попытки создания автомобилей "кэбовской" компоновки предпринимались даже в 1920-е годы, однако, покупателей на подобные изделия уже не нашлось. Любопытно, что конные хэнсон-кэбы надолго пережили своих механических потомков. Последняя лицензия лондонского кэбмэна была аннулирована только в 1947 году.



ss-120403-nyc-taxi-1906.ss_full.jpg

Типичный кэб с полуоткрытой кабиной, принадлежавший одной из американских железнодорожных компаний.



Maton-Son-Hansom-cab-small-1024x635.jpg

Более комфортабельный для пассажиров кэб с полностью закрытой кабиной. На борту написано название транспортной фирмы - владельца экипажа.



HansomCab.jpg

При наличии относительно хороших дорог кэбы применялись не только в городах, но и в сельской местности. 



image_9_0.jpgСолидному нью-йоркскому джентльмену помогают забраться в кэб.



jeantaud.jpg

Демонстрационный образец одного из первых электрокэбов французской фирмы "Жанто", сделанный в 1894 году. Двигатели - под кабиной, между передними колесами - аккумуляторные батареи в декоративном кожухе.



3423119.jpg

Английский бензиновый мотор-кэб фирмы "Воксхолл-моторс" образца 1905 года.



Bundesarchiv_Bild_183-1990-1126-500,_Kraftdroschke.jpg

Американские электрокэбы фирмы EVC (Electric Vehicle Company), которая в 1897-1902 годах выпустила несколько сотен электромобилей различного назначения, а потом перешла к постройке автомашин с бензиновыми двигателями. В Нью-Йорке, где была создана развитая сеть зарядных станций, электротакси использовались более десяти лет.



coltaxi3.jpg

Американская рожденственская открытка начала ХХ века с электрокэбом EVC.



ippolit-romanov.jpg

Электрокэб русского изобретателя Ипполита Романова, построенный в 1899 году. Он мог перевозить двоих пассажиров со скоростью до 39 км/ч. Зарядки аккумуляторов хватало на 50-60 километров пробега. К сожалению, машина никого не заинтересовала и осталась в единственном экземпляре.



2659924.jpg

Возможно, последняя попытка сделать такси "кэбовской" компоновки, зачем-то предпринятая французской фирмой "Ситроен" в 1922 году.



1280px-France_in_XXI_Century._Air_cab.jpg

Открытка из популярной в начале прошлого века футуристической серии "Мир в 2000 году". Как видите, художник предположил, что кэбы сохранятся и через 100 лет, но будут летать по воздуху.

Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments