Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Кот Оскар. Судьба моряка.

Кот Оскар. Судьба моряка.

Кошки, равно как и собаки, зачастую были любимыми членами экипажей как торговых судов, так и боевых кораблей. Звери обычно были фаворитами команды, а также помогали избавиться от вечного бича всех флотов - крыс.

История не сохранила имени моряка, притащившего на борт только что введённого в состав флота линейного корабля Бисмарк чёрно-белого котяру. Как бы то ни было, к моменту выхода в море для выполнения операции Rheinübung ("Рейнские учения") 18 мая 1941 года, кот вполне освоился на корабле, получил доступ во все помещения и стал всеобщим любимцем. Ему изготовили персональный кошачий спасжилет, утверждают даже, что по специальному приказу командира корабля, адмирала Лютьенса.

История Бисмака неповторима и трагична. Флот Его Величества устроил драматичную погоню по всей Северной Атлантике за новейшим линкором и сопровождающим его линейным крейсером Приц Ойген. Погоню, которая была полна невероятных случайностей и совпадений. Основную ударную силу англичан составили линкор Принс ов Уэллс и линейный крейсер Худ, по своим параметрам не уступавший многим линкорам того времени. Поначалу немцев, двигавшихся на запад, потеряли, но вскоре их засекла летающая лодка-разведчик Каталина. По созвучию Каталины (Catalina, Cat) называли Кошками. Во время первой же артиллерийской дуэли канониры Бисмарка невероятным образом угодили Худу в пороховой погреб, он был разнесён чудовищным взрывом и мгновенно затонул. Из 1418 человек экипажа выжили трое, из подобрал через 2.5 часа эсминец Электра. Однако гонка через Атлантику продолжалась.

Вскоре Бисмарк и Принц Ойген разделились. Это было продиктовано тем, что, по данным разведки, англичане привлекли к погоне столько кораблей (помимо Принс оф Уэллс, крейсеры Норфолк, Саффолк, Эдинбург и Дорсетшир, линкоры Родни и Рэмиллес, соединения авианосцев Арк Ройал и Викториэс), что первоначальная задача, охота за союзными конвоями, стала невыполнима. Принц Ойген ушёл южнее, после чего повернул на восток, в Брест, куда и прибыл без особых происшествий. Бисмарк же сразу пошёл на восток, приняв на себя всю мощь английского флота. Начались атаки торпедоносцев Свордфиш с Арк Рояла. Одна из торпед повредила рули линкора, которые заклинило в повёрнутом состоянии, после чего Бисмарк мог только описывать циркуляции. Вскоре подоспела вся артиллерийская мощь англичан и Бисмарк после жесточайшего боя был потоплен. Это случилось 27 мая. Британские моряки провели масштабную спасательную операцию, однако после появления в районе немецких подводных лодок она была прекращена. Из 2200 членов экипажа линкора было спасено лишь 115 человек.

Эсминец Коссак (Cossack, "Казак") находился в охранении, но на нём также была выставлена спасательная вахта. Волей судьбы уже после получения приказа о возвращении в базу им попался лишь один член экипажа Бисмарка, 116-й - Оскар. Кота без промедления подняли на борт, зачислили на довольствие и он продолжил свою военно-морскую карьеру на корабле, участвовавшем в потоплении его Бисмарка. Не имея понятия, как звали кота в Кригсмарине, британцы дали ему имя... Оскар.

Несколько последующих месяцев Коссак нёс службу по эскорту союзных конвоев в Средиземном море и Северной Атлантике. 24 октября 1941 года Коссак сопровождал конвой транспортов из Гибралтара в Метрополию, когда он получил фатальные повреждения торпедой, выпущенной немецкой подлодкой U-563. Часть экипажа была переведена на эсминец Легион, после чего была предпринята попытка буксировки кренящегося корабля назад в Гибралтар. Однако ввиду ухудшившейся погоды от буксировки пришлось отказаться и 27 октября Коссак затонул к западу от Гибралтара. В последние минуты корабля произошёл взрыв, оторвавший носовую часть и убивший 159 моряков. Однако Оскар пережил и это, вскоре он был доставлен в Гибралтар.

Получив новое имя "Непотопляемый Сэм", кот вскоре был переведён на авианосец Арк Ройал, который по иронии судьбы сыграл важную роль в потоплении Бисмарка. Однако "Сэм" не принёс удачи авианосцу, и при возвращении с Мальты 14 ноября 1941 года корабль был торпедирован немецкой лодкой U-81. Англичане попытались спасти Арк Ройал и также отбуксировать его в Гибралтар, но поступление воды остановить не удалось и авианосец перевернулся и затонул в 30 милях от Гибралтара. Корабль погружался медленно, что позволило спасти весь экипаж. "Сэм", уцепившийся за доску, был обнаружен спасательным катером "сердитым, но невредимым". Кот был доставлен на эсминец Лайтнинг, а затем на Легион, принимавший участие в операции по спасению Коссака. Впоследствии Легион был потоплен в 1942 году, Лайтнинг в 1943.

Но потопление эсминцев уже не коснулось непосредственно судьбы "Сэма". Английское морское командование решило, что на долю кота уже перепало достаточно приключений (или на долю флота, столкнувшегося с котом такой судьбы?), и перевело его сначала в резиденцию губернатора Гибралтара, а вскоре отправило в Соединенное Королевство, где он получил "квартиру" в Доме моряка в Белфасте.

Там Сэм и умер в 1955 году.

Рассказал   otto3

Subscribe
Buy for 30 tokens
В Северной Каролине, США, у немецкой овчарки, причём белого цвета, родилось восемь здоровых щеночков. Один из них оказался… зелёного цвета. С известной долей юмора, хозяева назвали щенка Халк. Ветеринары утверждают, что цвет сойдёт, когда щенка будут купать, либо когда его будет…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments