Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Профессор В.Серкин о специфике профессиональной деятельности шамана.

Профессор В.Серкин о специфике профессиональной деятельности шамана.

Несмотря на то,  что шаманизм  является одной  из  самых  древних  религий,  действительно научных  иследований  шаманизма,  проведенных  учеными  во время полевых  экспедиций,  не так уж и много.   Харнер,  Элиаде,  Кастанеда  раскрыли нам некоторые  аспекты  деятельности  шаманов  и особенности их мировоззрения и   мировосприятия.  Однако,  из  современных  нам  исследователей  шаманизма,  имеющих  научные  звание,  следует особо выделить  доктора психологических  наук,  профессора  В.Серкина  который  долгие годы  изучал  особенности  жизни и быта  "малых народов"  Магаданской  области.

Вот  что он пишет  о специфике деятельности шаманов  в своей  работе  "Специфика образа мира и образа жизни шамана": "Перцептивный мир шамана  в  буквальном смысле слова объединяет три мира (Верхний,  Средний и Нижний),  при этом  для  многих  шаманов  (не для всех)  эти миры  являются  инфернальными  (существующими параллельно,  как,  например,  три кинофильма,  проецируемые  одновременно  на один экран)  и  отчасти влияющими друг на друга.    Дерево жизни является  не  метафорой  единства взаимопроникающих  миров,  а,  говоря  терминами  К.Кастанеды,  "точкой сборки",  или   бы  сказал  -  "точкой сотворения" всех миров (космоса).

Восприятие шамана  можно интерпретировать  как культурно-специфичное  восприятие профессионала.   Точно также  как восприятие  профессионала  в нашем  (Среднем)  мире  "настроено"  на выделение стуков  двигателя  у  механика,  неровностей  поверхности у  шлифовщика,  хрипов  дыхания  у  врача,  гармоник  пульса у врача тибетской  медицины  и пр.,  восприятие  шамана  "настроено"  на  проявление тонких  сущностей  и  инфернальных  миров.   Как уже  отмечено выше,  при исполнении многих  шаманских  практик  восприятие  (чувствительное тело)  является осознанно  регулируемым...


Необходимо также  отметить тот факт,  что шаман  часто работает с другой  невидимой  нами и неизвестной  для  нас реальностью,  а  наблюдатель  (в том  числе  добросовестный  исследователь)  видит лишь  результаты  этой  иногда  трудной,  сложной  и  длительной  работы.  Кроме  того,  существует  уникальная  для  шамана специфика  действования  в  реальном практическом мире,  которая  включает в себя:

а) обычные физические действия;
б) ритуальные действия;
в) действование в состоянии транса;
г)  действование  под  влиянием духов;
е)  магические действия  (как составляющие пока неизвестной  нам деятельности);
д)  действование  (воздействием)  намерением...


Широко известно,  что многие шаманы  осуществляю свою  профессиональную  деятельность  не в любое время и не в любом месте.  В  этом нет ничего таинственного:  все профессионалы  (и читатели,  и автор)  в  своей  деятельности поступают  также,  да  еще и  часто ждут  подходящего состояния,  настроения,  "куража"  и пр.   Специфика профессиональной деятельности шамана  обусловлена  временными особенностями  активности тех  сущностей,  с которыми он вступает во взаимодействие:  выбор места и времени не всегда  зависит от шамана.  Часто посещаемые  людьми места  необходимо очистить   (не только  прибраться,  но и окурить,  например,  можжевельником),  иногда  нобходимо  найти особое  место  (например,  место силы по К.Кастанеде  или  жилище  соответствующего духа).   Для  общения с очень сильными и значимыми Духами,  для  поиска потерявшейся  части души  и многих  других  действий  шаман не выбирает место сам,  а  отправляется в шаманское путешествие,  соответственно,  к  месту  жизни  этих  Духов  (Верхний и Нижний  миры),  к  местам  обитания  умерших  (Нижний мир),  к месту  обитания  души  (любой  из  миров)  и т.д.

Специфика профессионального общения  шамана  характеризуется тем,  что круг  его коммуникаций  необычайно широк  (панпсихизм)    с  точки зрения  нашего современника,  так как он общается  не только с людьми,  но и с многими другими сущностями.  Этот аспект  шаманской  деятельности  я  постарался  наиболее подробно передать  в  своей  книге  "Хохот шамана".

Профессионально важные  качества деятельности шамана  описаны  многими  "внешними"  наблюдателями  и даже  людьми,  пытавшимися  освоить  некоторые  элементы  шаманских  практик.  Я  должен сказать,  что и такие  исследователи являются  "внешними"  по отношению  к  образу  жизни шамана,  который  может быть освоен  (наверное)  лишь  предрасположенным к  этому  человеком  не менее  чем за  несколько  лет.    Пока же  можно ограничиться  замечанием о том,  что для  исполнения  многих  шаманских  ритуалов  (например,  длительных  танцев  или схватки со  злыми  духами)    необходимы  хорошее физическое здоровье,  бесстрашие и высокий  уровень  психологической  устойчивости.


Мирче Элиаде  отмечает,  что для  выполнения шаманской  деятельности  необходимо владеть практиками контролируемого транса  (не транс бесконтрольно владеет  шаманом,  а  шаман контролируемо  использует  состояние транса),  что предполагает  высокий  уровень психологической саморегуляции.   Еще более высокий  уровень бесстрашия  и  психологической  саморегуляции  необходим для  контроля  своего состояния  при работе с различными  Духами-помощниками  и союзниками  и тем более  при  при взаимодействии с враждебными Духами.  Необходимо отметить,  что наличие  таких  состояний  (временной  одержимости)  пугает и отталкивает  многих  наших  современников.

При этом нужно отметить,  что и  в русских  народных  сказках  (Иван-Царевич и Серый Волк,  Сивка-Бурка,  Царевна-лягушка и др.)  главный герой  часто доверяет решение  жизненно важных  вопросов  своему  Духу-союзнику  или  животному-союзнику,  и это никого не пугает и не отталкивает.  С  другой  стороны,  такая  настороженность,  в общем,  является правильной,  так как  вне культурных  рамок  практикования  необычных  состояний  может  привести к довольно тяжелым  психическим и  физическим расстройствам".


Таким образом,  к  увлечению  шаманизмом следует относится  с достаточной  долей  осторожности.  Нельзя  стать шаманом  только начитавшись  "умных  книжек",  ибо настоящий  шаман  является  избранником духов,  но этот дар может также  передаваться по-наследству или от шамана  к  ученику,  на которого  ему  укажут  духи-союзники.  Лезть же  в шаманские практики  самостоятельно,  чревато  негативными последствиями.   Следует помнить,  что вы можете выйти на контакт с силами и сущностями,  которые  способны  захватить полный  контроль над  вашим телом  и даже  сознанием  и при этом на достаточно длительное время.

michael101063 ©

Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments