Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Category:

Часы Тартарии – первые Русские часы

Часы Тартарии – первые Русские часы

Статью о Русских часах я написал в феврале 15, 2014 и теперь, на станицах Тартарии я вновь возвращаюсь к этой теме.

Не буду копировать не старую не последующие статьи цикла о часах, а попытаюсь переосмыслить все ранее написанное, сделать все лучше и интереснее.

Часы Тартарии

Если поискать информацию про первые русские часы, то наткнемся на википедию, на статью о часах на Спасской башне.

Возможно что некоторые с удивлением узнают о необычных русских часах не похожих на современные и даже начнут гуглить дальше и найдут много для себя сюрпризов.

Оказывается какое то время аж на Спасской башне Московского кремля стояли странные часы совершенно непонятной конструкции. Это древние славянские часы, часы тартарские, которыми пользовались повсеместно и по-видимому многие века.

Много интересного можно прочитать о них в интернете, хоть и много там путаницы. Мне кажется, что главное в этом вопросе, самая суть, или совсем замалчивается, или просто отодвигается на второй план. Внесу ясность.

Первые русские часы. Официальная версия.

Считается, что часы в Москве впервые появились в 1404 г. Располагались они не на кремлевской башне, а на дворе великого князя Василия Дмитриевича, недалеко от Благовещенского собора.

Первое документальное упоминание об этих первых часах находим в Лицевом Летописном своде (Троицкой летописи). Сама летопись приводится Карамзиным в томе 5 Истории государства Российского. Названа летопись по имени Троице-Сергиева монастыря, где хранилась. Написана полууставом XV в. на пергаменте. Обнаружена в библиотеке монастыря в 1760-х гг. академиком Петербургской АН Г. Ф. Миллером. Сгорела во время московского пожара 1812. Возможно, является списком свода митрополита Киприана 1408.

Вот что там, якобы, было написано:


“В лето 6912 князь великий Василеи Дмитриевич замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за святым Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и разсчитая часы нощныя и дневныя. Не бо человек ударяше, но человековидно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухещрено. Мастер же и художник сему бяше некоторые чернец, иже от святыя Горы пришедыи, родом Сербин, именем Лазарь. Цена же сему бяше вящьше полувтораста рублев.”

Читаем на сайте “История Росии“:
“Одним из новшеств в русской жиз­ни было устройство часозвоней. Их об­щественное значение особенно понятно в отдаленные годы, когда звон город­ских часов обозначал начало и конец торговли на рынке, время работы и от­дыха и т. д. В Лицевой летописи XVI в. находим изображение башенных часов с циферблатом со славянскими циф­рами от «а» (1) до «вi» (12). «Цифер­блат часов голубой и круглый, под ним свешиваются три голубые гири, средняя большая, по бокам две маленькие. Центр циферблата орнаментирован пальметками. Цифры идут по ободу… Выше приспособление для боя: на вертикальном стержне голубой щиток, на­правленный острым концом к колоколу. Колокол небольшой, помещается он в арочке”.

Да только этот текст списан не с летописи а лишь описывает миниатюру из утерянного Лицевого летописного свода. И тебе 3 гирьки и колокол в арочке. Можно ли на этом строить выводы?

Итак, о “русских ли” часах мы говорим? Тут – никак нет. 12 часов в круге, привычные стрелки на месте. Установлены монахом Лазарем.
Получается, не о каких особенных “русских, славянских, тартарских часах” речи и не идет.

Итак, на Спасский (Фроловской до 1658г) башне часы появились лишь только в середине 16 века.

Первые часы на Фроловской башне, согласно документам, были установлены в XVI в. В 1585 г. они уже работали, за что мастера-часовщики получали в год по 4 рубля и 2 гривны, да по 4 аршина сукна на одежду. 1614 г. часовщиком Спасской башни был Никифор Никитин, в обязанности которого входил надзор за работой часов, их своевременный завод, а также ремонт.

Что же касается вообще истории башенных часов, то получается следующее:
Башенные часы Милана (1335 г.), Страсбурга (1352 г.), Нюрнберга (1361 г.), Аугсбурга (1364 г.), Парижа и Лондона (1370 г.), приводимые в движение грузом, показывали не только время, но и положение небесных светил, механические кукольные представления.

В 1404 году при великом московском князе Василии I подобные часы, сделанные мастером Лазарем Сербиным из Афонского монастыря, были установлены в Московском Кремле. В 1436 году башенные часы соорудили в Новгороде, а через сорок лет – в Пскове.” [Источник]

Итого, переняли часовое дело сразу и как есть, и начали строить после кремля такие-же повсеместно.

Но, читаем “История науки и техники” ч. 2, У/П Автор А. А. Шейпак:

Первые московские часы были изготовлены монахом Лазарем Сербиным в 1404 году по заказу князя Владимира Дмитриевича сына Дмитрия Донского. Этот инок прибыл в Москву с Афона где находилось несколько православных монастырей, расспостранявших византийскую культуру среди славян. Они были установлены в одной из башеннок белокаменного Кремля, недалеко от того места где сейчас находится Благовещеннский собор. Часы эти были устроены особенным образом. Обыкновенно в в часах вращается стрелка, а циферблат остается неподвижным. Тут же было наоборот: циферблат вращался, а неподвижной оставалась стрелка. Да и стрелка была диковинная: в виде маленького солнца с лучами, которое было укреплено на стене над циферблатом. В довершение того, на циферблате, было обозначено не 12 часов как обычно а целых семнадцать.”

Стоп! Может автор А. А. Шейпак ошибся? Или он на сайт “История России” не заходит? Может у него сомнения закрадываются по поводу самого “Лицевого летописного свода” найденным “светилом российской истории” с “незапятнанной” репутацией Г. Ф. Миллером?

Шейпак Анатолий Александрович – организовал кафедру «Электротехника, теплотехника, гидравлика и энергетические машины».
Доктор технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, академик Российской Академии Транспорта, профессор и действительный член Международной Академии Наук Сан-Марино, член Международной Академии Наук и Искусств, член научно-методического совета по механике и председатель научно-методической комиссии по гидравлике Федерального агентства по образованию.
Автор свыше 200 печатных работ: 3 монографии, 11 учебных пособий (1 с грифом Минобразования, 2 с грифом НМС), один учебник (с грифом УМО), 8 типовых и примерных учебных программ), сорок изобретений (20 из них используются в промышленности). 35 статей и докладов на научных конференциях издано за рубежом.
Как же так?
А дальше происходит совсем интересное, так как все, без исключения ресурсы, так или иначе пишут следующее:

В первые годы XVII века в столицу вызвали из Комарицкой волости Устюжского уезда кузнеца Шумило Жданова Вырачева. Ему поручили изготовить и установить на Фроловской башне новые «часы боевые» — куранты. Помогали Шумиле его отец и сын. Часы Выраченых имели 24 деления, они показывали дневное время — каждый час от восхода солнца до заката. Затем вращающийся циферблат возвращался в начальное положение и начинался отсчет ночных часов. В пору летнего солнцестояния день длился по 17 часов, остальные приходились на ночь. Вращающийся круг циферблата изображал небесный свод, по окружности шли цифры. Луч золоченого солнца, укрепленный над кругом, служил стрелкой и указывал час. Вырачевские часы шли исправно около двадцати лет, однако при перестройке башни в 1624 году их продали на вес Спасскому монастырю в Ярославле за 48 рублей: такова была стоимость 60 пудов железа.” [Источник ]

О реставрированных после пожара 1654 года часах как одной из достопримечательностей Москвы того времени писал австрийский посол А. Мейерберг:
Главные часы к востоку на Фроловской башне, над Спасскими воротами, близ большой торговой площади или рынка, возле дворцового моста. Они показывают часы дня от восхода до захода солнца. В летний солнцеворот, когда бывают самые длинные дни, часы эти показывают и бьют до 17, и тогда ночь продолжается 7 часов. Прикрепленное сверху к стене неподвижное изображение солнца образует стрелку, показывающую часы, обозначенные на вращающемся часовом круге. Это самые богатые часы в Москве“.

Augustin Meyerberg; 1622—1688) — австрийский барон, путешественник и дипломат. Сообственно рисунок часов сохранился в его альбоме “Альбомъ Мейерберга Виды и бытовыя картины Россiи XVII века. Рисунки Дрезденскаго альбома, воспроизведенные съ подлинника въ натуральную величину съ приложенiемъ карты пути цесарскаго посольства 1661-62 гг.

Возможно ли, что господин Шейпак спутал Выраченые часы 17 века с установленными в 15 веке? Странно, но такая ошибка часто встречается.

Был еще историк Иван Егорович Забелин написавший книгу “Домашняя жизнь русских царей”.

Иван Егорович Забелин (17 [29] сентября 1820, Тверь — 31 декабря 1908 [13 января 1909], Москва) — русский археолог и историк, специалист по истории города Москвы.
Член-корреспондент Императорской Академии наук по разряду историко-политических наук (1884), почётный член Императорской Академии наук (1907), инициатор создания и товарищ председателя Императорского Российского Исторического музея имени Императора Александра III, тайный советник.

В его книге, читаем следующее:
Мы не знаем, какой конструкции была механика этих часов. Указные, или узнатные, круги или колеса, т. е. циферблаты, устраивались только с двух сторон, одно в Кремль, другое в город, и состояли из дубовых связей, разборных на чеках, укрепленных железными обручами. Каждое колесо весило около 25 пудов. Средина колеса покрывалась голубою краскою, лазорью, а по ней раскидывались золотые и серебряные звезды с двумя изображениями Солнца и Луны. Очевидно, что это украшение изображало небо. Вокруг в кайме располагались указные слова, т. е. славянские цифры, медные, густо вызолоченные, всего 24, между ними помещались получасные звезды, посеребренные. Указные слова на Спасских часах были мерою в аршин, а на Троицких – в 10 вершков. Так как в этих часах вместо стрелки оборачивался сам циферблат, или указное колесо, то вверху утверждался неподвижный луч, или звезда с лучом вроде стрелки, притом с изображением Солнца.“Забавно, не правда ли, что описание часов полностью сходиться кроме той детали, что в книге говорится о 24 цифре а на картинке к тексту их 16!!!

Эта картинка настолько похожа на рисунок Мейерберга, что я сначала решил, что это она и есть, но посчитайте буквы!

Случайно ли число 13  вдруг пропущено? Именно пропущено так как дальше по славянскому счету идет 14, 15, 16, 17.
Все это очень странно и кажется вся эта пляска с количеством часов в сутках старых русских часов не от незнания а намеренное искажение правды.

Староверы, точнее  называющая себя “Древнерусская инглиистическая церковь православных староверов-инглингов” говорят что считается день по 16 часов в сутках.

“Час — разделен на 144 части, часть — разделена на 1296 долей, доля — разделена на 72 мгновения, мгновение — разделено на 760 мигов, миг — разделен на 160 сигов, сиг — разделен на 14000 сантигов.
День — сутки, изначально был разделён на 16 часов.
Неделя — 9 дней. Дни называются: понедельник, вторник, тритейник, четверик, пятница, шестица, седьмица, осьмица и неделя. Инглинги считают эти названия реконструкцией, приводя в качестве аргументов цитаты из сказок П. Ершова.
Месяц — 40 дней (чётный) или 41 день (нечётный). Всего 9 месяцев: Рамхат, Айлет, Бейлет, Гейлет, Дайлет, Элет, Вэйлет, Хейлет, Тайлет.

Даже можно на форумах найти как на базе обыкновенных часов сделать старые русские. Но, тут 16 часов и 13 на своем месте а не так как в в книге Забелина и не 17 как у Мейерберга.

Они утверждают что их часы настоящие старинные и никакого отношения к “русским часам” спасской башни не имеют.

По поводу 17 и 24 часов есть такое объяснение:
В XVI—XVII веках в России применялось суточное измерение времени, когда продолжительность часа устанавливалась постоянной, но, в зависимости от определённого числа того или иного месяца года, менялось количество «дневных» и «ночных» часов. Их число колебалось от 7 до 17[12], при этом на Кремлевских часах двигался циферблат, а единственная часовая стрелка была неподвижной[13]. По этому расписанию отправлялись церковные службы, но оно было отменено синодом в 1722 году с заменой прежних часов общеевропейскими, причем началом суток сделалась полночь, а не утро, как было прежде.[10]Источник

“На этих “старых” часах нет деления на 17. Там также 24 часа в сутках. Эти часы показывали попеременно дневное и ночное время. В зависимости от числа и месяца количество “дневных” и “ночных” колебалось от 7 до 17. Т.е. например, зимой было 7 “дневных” и 17 “ночных” часов. В марте 12 “дневных” и 12 “ночных”, а в мае 17 “дневных” и 7 “ночных”. Всего, все равно, 24 часа в сутках. В-общем, это такие же часы, что и сейчас, только показывающие еще дневную и ночную продолжительность суток))”.
…То есть, если, к примеру, весной в какой-то период времени 14 ночных темных часов, а оставшиеся 10 – дневные, такой циферблат должен был крутиться (стрелка же неподвижна) до цифры 14, а потом прокрутиться назад на цифру 1 и с нее снова считать уже дневные часы.” Источник

Казалось бы данное описание все объясняет и вопросов тут нет. Но не много ли несоответсвий то тут то там чтобы закрывать тему?

Еще одна странность заключается на мой взгляд в том, что бытует утверждение, что отсчет в русских часах шел против часовой стрелки как сейчас, но все существующие картинки это никак не подтверждают. Буквы должны в этом случае идти справа налево по кругу а не слева направо как в случае с вращающимся циферблатом так и в версии со стрелками.

Но, как бы то ни было, сколько было часов в сутках  это же важно! Часы на Спасской башне (пока продолжим говорить только о них, для простоты) не игрушка, не модный девайс! Конечно, опять все русские дикие и тупые и часы первые видите-ли нам иностранец построил и конечно же монах.

Но с чего это вдруг он решил установить систему которую никто никогда и нигде до этого не использовал?

Прямо та же история, что и с Кириллом и Мефодием! Вам не казалось странным, что два монаха зачем-то изобрели славянам азбуку а не взяли просто и не дали греческие буквы “дикарям”? И почему Лазарь ставит часы не как у всех, а все делает ровно наоборот?


  1. Не стрелка крутится а циферблат.

  2. Крутится циферблат в противоположную сторону (то есть против часовой стрелки как принято сейчас).

  3. 17 часов видимо все таки в сутках и никаких не 24.

  4. Часы астрономические, час в зависимости от времени года и местоположения.

Надо же понимать, что часами этими люди пользовались, они по ним жили, так воспринимали мир и время. Это не шутки!

Позвольте еще немного из книги “Домашняя жизнь русских царей”:

Кстати, сообщим несколько подробностей о башенных часах, которые были совершенно необходимы во дворце из-за многочисленности живших и работавших там должностных лиц, крупных и мелких, обязанных или явиться, или приготовить что ко времени, к назначенному часу. Употребление карманных, или зепных,часов в то время было весьма незначительно, частью по их редкости и дороговизне, потому что русского часового производства почти не существовало и русские мастера карманных часов были такой же редкостью, как и самые часы русского производства; а к тому же и немецкие часы, которые все-таки достать было легче, хоть и задорого, по своему разделению времени не соответствовали русским и, следовательно, были неудобны для употребления. Русские часы делили сутки на часы дневные и на часы ночные, в зависимости от восхода и заката солнца, так что в минуту восхода на русских часах бил первый час дня, а при закате – первый час ночи, поэтому почти каждые две недели количество дневных часов, а также и ночных постепенно изменялось следующим образом, как записано в тогдашних святцах.”

Часы были не диковина какая-то. Были они необходимы и ими пользовались. Хочется только спросить, а что за границами дворца часы не были так необходимы? А в других городах?

Все авторы замечают, что часы были неточные, некоторые говорят даже о том, что они и вовсе не были механическими, а поворачивали круг часовщики руками.
Грубость же работы выводят из самой идеи что русские такие бестолковые, что день мерили по световому дню и час  был не фиксированный.

А что если это было миропонимание, а не простая блажь? Как трудно привыкнуть к переводу на летнее и зимнее время сейчас, какая низкая производительность труда в темное время суток знает каждый, даже когда просто пасмурно работа уже не та. Человек – это часть природы а не машина, почему же мы считаем, что нам подходит машинный отсчет времени на часы минуты и секунды, искусственно созданные часовые пояса и законодательные переходы на зимнее-летнее время?

ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ:

https://www.tart-aria.info/chasy-tartarii-pervye-russkie-chasy/


Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments