Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

О ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КОРЕЙЦЕВ. (2 часть)

О ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КОРЕЙЦЕВ. (2 часть)


Одним из древнейших обычаев, соблюдаемых и сегодня, является уважительное отношение к старшим по возрасту. Как и во многих восточных культурах, у корейского народа незыблемым является уважение и почитание старших. Существовала целая система традиционно сложившихся правил поведения молодежи, выражающих почтительное отношение к взрослым. Соблюдение этих нравственных норм вырабатывало в детях вежливость, почтительность, дисциплинированность и сдержанность.

Этикет почитания младшими старших включал в себя следующие устоявшиеся нормы поведения: сын не мог сидеть в присутствии отца, младший брат при старшем. Считалось признаком невоспитанности громко говорить в присутствии старших, спорить, вести себя дерзко по отношению к ним, будь то родственники или посторонние люди. Детей приучали к тому, что в разговоре со старшим неприлично смотреть ему прямо в лицо, что голову в знак почтительности следует наклонить вниз. Если старший по возрасту обращался к юноше или девушке с вопросом, они должны были вежливо ответить на него без лишних слов, почтительно выслушать советы. Подавать что-либо старшему полагалось двумя руками, либо прикоснувшись другой рукой к запястью подающей руки.

И в наши дни корейские родители очень заботятся о том, чтобы их дети глубоко уважали и почитали старших в семье. Даже сесть за стол раньше дедушки, бабушки или отца считается предосудительным. Если по какой-либо причине старшие члены семьи отсутствуют, первые порции блюд откладываются и оставляются отдельно: вдруг все-таки придут к столу. Девочки с детства видят, как мать в отсутствии мужа первую порцию еды оставит отцу, положит ему лучший кусок для того, чтобы по древнему поверью, удача не отвернулась от главы семьи. Совершенно неприемлемыми в корейской семье являются конфликты между старшими и младшими детьми. Старшим внушается, что они должны оберегать и опекать младших, а последние беспрекословно подчиняться своим старшим братьям и сестрам.

От успехов и благополучия старших детей в семье во многом зависит будущее младших, которым старшие служат опорой и всячески обязаны помогать им.

Обращает на себя внимание большая привязанность друг к другу и сплоченность членов корейской семьи. По этому поводу П. Дмитриевский писал: « Корейская семья живет необыкновенно очень дружно и составляет особенный мир, куда новый элемент может проникнуть только посредством брака одного из членов семьи ». После смерти отца его место в семье переходит к старшему сыну, который наследует все отцовское недвижимое имущество вместе с обязанностью заботиться о своих братьях и о всей семье, как о собственных детях.

Многие исследователи отмечают, что в Корее дети до пяти- шести лет воспитываются достаточно либерально. Считается, что если начать дисциплинировать маленького ребенка, это может повредить его характеру, замедлить его духовный рост. Малыша редко ругают и почти никогда не наказывают. Ребенка просто правильно направляют, не ломая при этом его волю. Самое главное – привить ребенку ценностное отношение к миру. Не случайно в течение многих веков в восточных школах все дети начинали свои первые уроки с «Великого учения», регламентировавшего нормы семейного и общественного поведения. С раннего возраста его постулаты оставались в памяти и регулировали установленное поведение в определенных ситуациях.

Одним из главных факторов в воспитании детей являлся пример родителей. Если отец хочет, чтобы его сын был любящим и почтительным, он сам должен являть собой пример любящего и почтительного человека. «Если ты сам не идешь Путем, то не жди, что им будут идти даже твои жена и дети. Если ты не налагаешь на других обязанностей в согласии с Путем, не жди послушания даже от своих жены и детей », - утверждал Менций.

Как у многих народов, у корейцев воспитание мальчиков отличалось от воспитания девочек. В традиционном корейском обществе принято было воспитывать мальчиков отдельно от девочек. С восьми- или десятилетнего возраста детей разъединяют, причем мальчиков переводят на мужскую половину дома, где они должны проводить все время, учиться, и даже есть и спать. Мальчиков растили в спартанском духе, воспитывали в них храбрость, силу воли, чувство ответственности за свои поступки. Под руководством взрослых они осваивали премудрости полевых работ. Девочки в свою очередь проводили все время в покоях женской половины, где их обучали шитью, чтению и письму. Они должны были уметь содержать дом в чистоте, стряпать, доставлять воду на дом из рек, приготовлять холст и платье всем домашним. В девочках развивали сноровку, наблюдательность, чуткость, послушание и преданность. Им также внушалось, что они не должны играть с братьями, что неприлично показываться мужчинам. В высших слоях общества затворничество девушек особенно строго соблюдалось по достижению ими совершеннолетия .

Свод строгих правил, касающихся определения роли мужа и жены, предписывал женщинам находиться внутри дома. Женщина должна уметь вести домашнее хозяйство, быть сдержанной, вежливой, следить за воспитанием и обучением детей. В трактате «Нехун», написанном королевой Сохйе в 1475 году, излагаются основные наставления для женщин. Согласно положениям «Нехун» добродетельная женщина должна говорить тихо и искренне, быть нежной, красивой, преданной семье мужа, не лениться, почитать родителей мужа, исполнять их желания.

По данным ряда этнографических, социально-психологических и педагогических исследований, отличительными чертами корейского национального характера являются любовь к труду, гостеприимство, доброта, искренность, учтивость. В философии конфуцианства существовало выражение «синь ису», что обеспечивало доверие, искренность и радушие между людьми .

Система воспитания корейского народа ориентирует на развитие конкретных национально-психологических качеств и отражает многогранные традиции и национальную психологию. В условиях обновления всей сферы общественной жизнь большое значение приобретает исследование этнического наследия в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. В этой связи особую актуальность приобретает накопление, сохранение и преемственность воспитательных традиций, их трансляция последующим поколениям, обогащение и сохранение новыми поколениями.

О ТРАДИЦИОННОМ ВОСПИТАНИИ КОРЕЙЦЕВ.(1 часть) - http://remch-ch.livejournal.com/1668177.html

Subscribe
promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments