Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Цвета военного неба: ловцы крылатых бомб.

Цвета военного неба: ловцы крылатых бомб.

Летом 1944 года на столицу Великобритании обрушились невиданные доселе снаряды: немцы начали бомбардировки новейшими крылатыми ракетами. Впрочем, предупреждённые разведкой англичане к этому были готовы, задействовав в числе прочих средств ПВО и истребительную авиацию. Какова была тактика действий лётчиков «Москито» и «Темпестов» и чего они достигли?
Это оружие было известно под разными именами: фирменным «Физлер» Fi 103, обозначением люфтваффе FZG 76 (Flakzielgerat — «мишень для зенитной артиллерии»), но общеупотребительным стало название V-1 (Vergeltungswaffe — «оружие возмездия»), данное ведомством Геббельса.


История началась в октябре 1939 года, когда фирма «Аргус» предложила на базе своего самолёта-мишени создать беспилотный бомбардировщик с дистанционным управлением. Позже поршневой бомбардировщик превратился в крылатую ракету с пульсирующим воздушно-реактивным двигателем, а в феврале 1942 года к проекту присоединилась фирма «Физлер». Лётные испытания начались в октябре того же года в безмоторном варианте, а с декабря — моторные полёты с воздушным и наземным стартом. Летом 1943 года летающая бомба была запущена в серийное производство.

Подготовка к запуску опытного самолёта-снаряда — будущего V-1.

Примерно тогда же английская разведка не только узнала о новом оружии, но и сумела достать обломки одной из проходивших испытания ракет, а осенью — связать появление нового оружия с «трамплинами», которые во множестве начали строиться в Па-де-Кале, Верхней Нормандии и приморской части Пикардии.
Осознав угрозу, уже в декабре 1943 года союзники начали налёты на пусковые площадки. Всего в рамках операции «Арбалет» (удары по местам разработки, испытания, производства и применения баллистических и крылатых ракет) англо-американская бомбардировочная и тактическая авиация в период с августа 1943-го по март 1945 года выполнила почти 69 тысяч самолёто-вылетов и сбросила более 122 тысяч тонн бомб. Эти меры серьёзно затруднили работу 155-го зенитно-артиллерийского полка (кодовое название части, осуществлявшей наземные пуски V-1), но не могли её остановить, и в ночь на 13 июня 1944 года состоялся первый обстрел Лондона летающими бомбами.
Первый блин, однако, вышел комом, и в стартовом залпе смогли запустить только девять ракет, ни одна из которых не достигла берегов Англии. Через несколько часов был сделан ещё один залп, но из 10 снарядов только четыре пересекли береговую черту острова, а по британской столице попал лишь один.
Первые успехи
Потом последовала трёхдневная пауза, за время которой по всем дневным и ночным истребительным эскадрильям на территории Великобритании была распространена информация о немецких реактивных «робото-самолётах» (вскоре они стали кодированно называться «дайверами», от diver — «ныряльщик»). Поэтому, когда немцы в ночь на 16 июня начали новые пуски, экипажи «Москито», патрулировавших над Ла-Маншем, уже знали, с чем могут встретиться, и понимали важность уничтожения таких целей.
В 0:40 флайт-лейтенант Джон Масгрейв (John G. Musgrave) со штурманом флайт-сержантом Самуэллом (F.W. Samwell) из 605-й эскадрильи, пилотировавшие «Москито» FB Mk.VI, в 20 милях на траверзе Дюнкерка увидели огненный шар, быстро пролетавший мимо них на той же высоте в отдалении нескольких тысяч футов. Быстро развернувшись, лётчик устремился в погоню. После трёх пушечных очередей прогремел сильный взрыв с яркой вспышкой, и обломки «робота» упали в воду.

Tempest Mk.V (серийный JN862), 3-я эскадрилья RAF, авиабаза Ньючёрч, лето 1944 года. В июне — августе на этом самолёте регулярно летал и сбивал V-1 «антидайверский» ас № 2, бельгийский доброволец в RAF флайт-лейтенант Реми Ван-Лирде (Rémy Van Lierde, шесть побед над самолётами и 39 5/12 над V-1). Истребитель несёт стандартный камуфляж из зелёного Dark Green и серого с синеватым отливом Ocean Grey на верхних и боковых поверхностях при светло-серых Medium Sea Grey нижних. Опознавательные знаки стандартные для RAF. Также присутствуют элементы быстрого опознавания цвета Sky и чёрно-белые «полосы вторжения», при нанесении которых вокруг кодовых букв оставили тонкую окантовку исходного камуфляжного цвета, а попавшую под них часть серийного номера просто закрасили. На коке персональные обозначения в виде тонкой полосы, предположительно, национальных цветов Бельгии.

Это была первая воздушная победа над V-1, а всего в ту ночь лётчикам засчитали четыре сбитые бомбы. Утром на патрулирование вышли дневные истребители, и в 7:50 над Мейдстоном «Фау» сбил флайт-сержант Морис Роуз (Maurice J.A. Rose) из 3-й эскадрильи на «Темпесте» Mk.V. Это была первая из 12 дневных побед, одержанных в тот день.
Всего за сутки с 55 пусковых установок по Лондону было выпущено 244 ракеты, из которых 144 достигли территории Англии, в том числе 73 — британской столицы. 25 снарядов было сбито зенитным огнём, семь — истребителями (считая только сбитые над сушей).
Тем же утром Военный кабинет привёл в действие заранее подготовленный план обороны от крылатых ракет, который пришлось лишь немного модифицировать, чтобы увеличением числа истребителей и аэростатов компенсировать отправку части зениток в Нормандию. Перехватчикам в этой системе отводилось две зоны патрулирования: одна над Ла-Маншем от одного берега до другого, вторая — между зоной зенитного огня вдоль побережья и аэростатами заграждения на окраинах Лондона и некоторых других городов. Первая зона была преимущественно ночной, вторая — дневной.

Spitfire Mk.XIVC (серийный NH718) из 322-й «голландской» эскадрильи RAF, авиабаза Вест-Маллинг, июнь — июль 1944 года. На этом самолёте сбивали V-1 несколько лётчиков: командир части майор SAAF Кит Кульман (Keith C. Kuhlmann, четыре победы над самолётами и одна или две над V-1) и голландские пилоты флаинг-офицеры Герард Йонгблуд (Gerard Jongbloed, одна «самолётная» победа и девять V-1) и Рудольф Бургвал (Rudolf Burgwal, лучший «антидайверский» ас на «Спитфайре» с 22 подтверждёнными победами, в т. ч. пятью — в одном вылете). Истребитель несёт стандартный «истребительный» камуфляж и обозначения того периода.

Для перехвата высокоскоростных целей требовались ещё более скоростные перехватчики. Главную ставку командование сделало на последние модификации «Спитфайра» с двигателями «Гриффон» и «Темпесты», первоначально выделив для борьбы с V-1 пять эскадрилий: по две на «Темпестах» и «Спитфайрах» Mk.XIV и одну на «Спитфайрах» Mk.XII. Но интенсивность обстрела самолётами-снарядами сразу же заставила наращивать эти силы. В течение недели «антидайверская» группировка увеличилась ещё на три эскадрильи: по одной на «Спитфайрах» Mk.XIV, более старых «Спитфайрах» Mk.IX и истребителях-бомбардировщиках «Тайфун». Для последней части охота на «Фау» не была приоритетной задачей, и её лётчики летали на патрулирования, только когда для них не было разведывательных или ударных заданий.
В июле ПВО усилили переводом ещё шести эскадрилий: четырёх на «Мустангах» Mk.III и по одной на «Темпестах» и новейших реактивных истребителях «Метеор» Mk.I. В августе общее число эскадрилий RAF, выделенных для дневных перехватов «дайверов», увеличилось до 15 с некоторыми изменениями в матчасти: пять на «Темпестах», по четыре на «Спитфайрах» Mk.XIV и «Мустангах», по одной на реактивной технике и «Спитфайрах» Mk.XII.
Отработка тактики и новые приёмы
Типичной тактикой перехватчиков было патрулирование вдоль границы действия зенитной артиллерии, а когда из этой зоны выходила «бомба», следовало пикирование с одновременным разворотом с таким расчётом, чтобы выйти в горизонтальный полёт прямо позади цели на расстоянии действенного огня. Высокая скорость полёта V-1 оставляла на атаку не более двух-трёх минут. При этом огонь с дальней дистанции обычно выводил из строя двигатель или повреждал систему управления, и тогда самолёт-снаряд просто падал раньше времени, зачастую на те населённые пункты, которые располагались на его маршруте. Поэтому желательно было не просто сбить «Фау», а добиться, чтобы самолёт-снаряд взорвался в воздухе. Для этого нужно было подходить ближе.

Наглядный результат пролёта через облако от взрыва летающей бомбы: флаинг-офицер Армстронг (G.P. Armstrong) из 165-й эскадрильи позирует рядом со своим «Спитфайром» Mk.IX после возвращения из боевого вылета 1 июля 1944 года. На рулевых поверхностях истребителя сорвана и сожжена вся ткань.

Здесь возникала опасность самому пострадать от взрывной волны и обломков сбитого «ныряльщика». Уже 19 июня по этой причине был потерян «Спитфайр» Mk.IX из «норвежской» 332-й эскадрильи, лётчик которого, сержант Эйвинн Вейерстед (Eivind Veiersted), спасся на парашюте. Обычным делом стало возвращение на базу истребителей с закопчённой или обожжённой обшивкой.
Произошло и несколько столкновений, причём как минимум одно было преднамеренным: служивший в 91-й эскадрилье французский лётчик капитан Жан-Мари Маридор (Jean-Marie Maridor) 3 августа над Кентом обстрелял «Фау», успешно поразив цель. Но детонации боеголовки не было, и самолёт-снаряд с отказавшим двигателем начал падать прямо на госпиталь, хорошо заметный с воздуха по большому красному кресту на его территории. По докладам очевидцев, времени на второй заход уже не оставалось: француз пошёл на таран и погиб при взрыве.

«Спитфайр» Mk.XIV из состава 91-й эскадрильи, на котором в начале июля 1944 года летал капитан Жан-Мари Маридор.

Перехваты над Ла-Маншем выглядели несколько проще из-за меньшей скорости «дайверов», не успевших израсходовать топливо, и отсутствия необходимости взрывать цель в воздухе. Большая часть атак над водой была выполнена не в ходе «антидайверских» патрулирований, а во время выполнения других заданий. Чаще прочих сбивали «Фау» лётчики эскадрилий низковысотных «Спитфайров» LF Mk.IX, задействованных в операции «Арбалет», но отметились в этом и другие части, в том числе и американские.
Основным оружием борьбы с V-1 стали крыльевые 20-мм авиационные пушки «Испано», но определённую популярность приобрёл и более экзотический метод. Впервые его опробовал 23 июня сослуживец капитана Маридора по 91-й эскадрилье флаинг-офицер Кеннет Кольер (Kenneth R. Collier) на «Спитфайре» Mk.XIV. Лётчик начал обычную атаку и вёл огонь с нормальной дистанции, но в четырёх заходах безрезультатно расстрелял весь боекомплект.
По собственным словам лётчика, тогда он решил поступить по классическому принципу «сделай или умри» и, догнав «бомбу», подвёл законцовку крыла своего истребителя под её крыло. Потом Кольер резко потянул ручку управления на себя, надеясь перевернуть «Фау» на спину. С первого раза это не удалось, но со второй попытки примитивный автопилот самолёта-снаряда всё же не справился с большим креном, и тот потерял управление.

Самый знаменитый кадр на тему борьбы с V-1: «Спитфайр» опрокидывает летающую бомбу.

К сожалению, точной статистики по числу «дайверов», сбитых методом опрокидывания, нет, но рекордсменом по сбитым за один вылет является флайт-лейтенант Гордон Бонэм (Gordon L. Bonham) из 501-й эскадрильи, летавшей на «Темпестах». 26 августа он истратил весь боекомплект на то, чтобы сбить первую «Фау», а затем «опрокинул» три другие.
В ночном небе
Обстрел Лондона самолётами-снарядами с самого начала был круглосуточным, поэтому ночным истребителям принадлежала важная роль в защите британской столицы. Первоначально для борьбы с «Фау» были выделены четыре эскадрильи истребителей-бомбардировщиков и ночных перехватчиков «Москито» разных модификаций. Вскоре эту группировку усилили ещё пятью эскадрильями, а также одной специальной частью. Это подразделение под аббревиатурой FIU (Fighter Interception Unit — буквально «часть истребительного перехвата») занималось отработкой действий ночных истребителей и также использовало «Москито», но летом 1944 года в его составе был организован «флайт “Темпестов”», лётчики которого действовали круглосуточно. В конце августа флайт был включён в состав 501-й эскадрильи, унаследовавшей и функцию ночного перехвата.
Кроме того, ночью иногда летали и лётчики других эскадрилий «Темпестов» и «Спитфайров», но погоды они не делали. В течение нескольких дней в середине июля, а потом большую часть августа в систему ПВО входила также одна американская ночная истребительная эскадрилья на тяжёлых двухмоторных истребителях P-61.

Mosquito NF Mk.XIII (серийный номер MM446), 96-я эскадрилья RAF, авиабаза Одихем, осень 1944 года. Среди прочих пилотов на этом самолёте охотился на V-1 и «Хейнкели»-носители командир части винг-коммандер Эдуард Крю (Edward D. Crew, 12,5 победы над самолётами и 21 над V-1) — второй по результативности «антидайверский» ас «Москито». Машина несёт стандартный двухцветный камуфляж английских ночных истребителей второй половины войны, в целом аналогичный дневному, только с заменой «океанского серого» на цвет нижних поверхностей.

«Ночники» патрулировали над Ла-Маншем, предпочитая держаться у французского берега, а отдельные экипажи «висели» прямо над районами пусковых установок, чтобы начинать преследование сразу после запуска ракеты — благо в темноте факел ракетного двигателя был виден издалека. После обнаружения цели следовало пикирование с таким расчётом, чтобы выйти в горизонтальный полёт в непосредственной близости от цели, и короткая атака: для сколь-нибудь длительного преследования большинству модификаций «Москито» недоставало скорости. Как и днём, нередки были случаи повреждения или потери самолётов от близких взрывов «Фау», но двухмоторная конфигурация давала больше шансов дотянуть до берега.
Всего за летнюю кампанию 1944 года немцы выпустили по Англии 8617 крылатых ракет. 1052 из них упали сразу после взлёта, 2704 потеряны над Ла-Маншем, 3855 уничтожены английской ПВО, и лишь около 2300 упали в относительной близости от заданной им цели (считая и сбитые, но не взорвавшиеся в воздухе).
Пик обстрела пришёлся на июль, а затем наступление союзников заставило немцев начать эвакуацию. В 4:00 1 сентября был проведён последний наземный пуск V-1 с территории оккупированной Франции, но это не устранило угрозу полностью, так как оставались ещё крылатые ракеты авиационного базирования.
Воздушный старт
Старт Fi 103 с самолёта-носителя предусматривался с самого начала, но практическое применение задержалось. Только в июне на западный фронт прибыла авиагруппа III./KG 3, прошедшая перевооружение на ракетоносцы «Хейнкель» He 111H-22, а в ночь на 8 июля её экипажи совершили первый боевой вылет по новой специализации и вскоре вышли на интенсивность, превышающую 10 пусков в сутки.

Ночной «Хейнкель»-ракетоносец из состава эскадрильи 2./KG 53.

И без того медлительные, «Хейнкели» с ракетой на подвеске стали слишком уязвимыми, поэтому могли использоваться только ночью. К району запуска у голландского побережья Северного моря самолёты подходили на малой высоте, перед пуском набирали её, а сразу после отделения снаряда снова «ныряли» вниз. Эксперимент признали успешным, и в октябре к III./KG 3, переименованной в I./KG 53, присоединились ещё две группы эскадры KG 53.
Англичане осознали новую угрозу с некоторым опозданием, начав борьбу с воздушными носителями V-1 только в августе. Всего к началу 1945 года в этой охоте приняли участие экипажи семи эскадрилий «Москито» и 501-я эскадрилья «Темпестов».
Крейсерская скорость He 111 с V-1 на подвеске была близка к скорости сваливания «Москито», поэтому FIDS (Fighter Interception Development Squadron — «эскадрилья разработки истребительного перехвата», бывшая FIU) использовала для перехвата самолётов-носителей уже несколько устаревшие ночные истребители «Бофайтер» Mk.VIF. Она же в конце года начала отработку перехвата низколетящих целей с наведением истребителей с борта «Веллингтона», оснащённого противокорабельным радиолокатором ASV. До практического применения этой связки дело дошло только в январе 1945 года одновременно с прекращением боевых вылетов ракетоносцев KG 53, поэтому все отметки на экране британских радаров на поверку оказались своими самолётами.

Tempest Mk.V (серийный, предположительно, EJ538), 501-я эскадрилья RAF, авиабаза Брадуэлл-Бэй, октябрь 1944 года. Один из нескольких истребителей этой части, с которых в надежде выжать ещё немного скорости смыли всю камуфляжную окраску, но командование достаточно быстро пресекло эту самодеятельность.

Всего немцы выпустили по Англии 1776 крылатых ракет воздушного старта, последнюю — в ночь на 14 января 1945 года. 1012 самолётов-снарядов были замечены английскими РЛС, из них 11 были сбиты корабельной артиллерией, 320 — зенитной артиллерией и 73 — истребителями RAF. 388 «дайверов» упало на территории Англии, 66 из них — в районе Лондона.
Последние попытки дотянуться до Лондона
В феврале 1945 года в распоряжение немецких «зенитчиков» поступили новые крылатые ракеты Fi 103E, теоретически отличавшиеся увеличенной дальностью полёта, достаточной для обстрела Лондона с территории Нидерландов. К концу месяца для этого была организована 21 пусковая площадка. Всего с 3 по 29 марта по британской столице было выпущено 275 ракет, из которых только 160 пролетели сколь-нибудь значительное расстояние. Из них 92 были сбиты английской ПВО, и только 13 достигли Лондона, последняя — 28 марта.

Лидер 150-го крыла RAF винг-коммандер Роланд Бомонт (Roland P. Beamont) стал первым «фау-асом», одержав пятую победу 19 июня, а всего за лето ему засчитали 26 «Фау», сбитых лично, и пять в группе, что на конец войны сделало его асом № 4.

В перехватах V-1 повышенной дальности участвовали те же истребительные эскадрильи, что охотились за ракетами воздушного старта, а также ночные истребители двух тактических ВВС, которым и принадлежат лавры уничтожения последних самолётов-снарядов. В ночь на 28 марта экипаж флаинг-офицера Мартина Кента (Martin G. Kent) из 409-й эскадрильи на «Москито» NF Mk.XIII во время патрулирования в районе Арнема наблюдал запуск четырёх или пяти ракет. В нескольких атаках англичане одержали две победы. За двое суток до этого флайт-лейтенант Альберт Гроттик (Albert J. Grottick) из 501-й эскадрильи стал автором последней воздушной победы над V-1, одержанной непосредственно над Британскими островами.
Итоги «акции возмездия» против Британии
Всего с июня 1944 по март 1945 года по английским городам немцы выпустили 10 668 крылатых ракет. Около 2700 из них успешно преодолели систему ПВО, убив более 6 тысяч человек и ранив ещё около 18 тысяч. По официальной статистике, за английской истребительной авиацией числится уничтожение 1979 самолётов-снарядов, но сложение счётов всех частей даёт большее на 50–200 число (по разным документам).
Наиболее результативным типом перехватчика стал «Темпест»: около 800 побед в сумме, первые две строчки в списке самых успешных эскадрилий, два лучших аса и семеро из первого десятка. Чуть хуже показали себя ночные «Москито»: примерно 500 побед, четвёртая по результативности эскадрилья и ас № 3. На счету «Спитфайров» с «Гриффонами» было около 400 побед, третье и пятое места в списке эскадрилий. На четвёртом месте по результативности были «Мустанги», на пятом «Спитфайры» Mk.IX. Истребители прочих типов мало влияли на статистику.

Механик накрашивает отметки о сбитых «Фау» на борту кабины «Мустанга» командира 315-й «польской» эскадрильи RAF сквадрон-лидера Евгениуша Горбачевского (Eugeniusz Horbaczewski).

Победы над «летающими бомбами» засчитывались по тем же правилам, что и сбитые самолёты, но считались отдельно от них. В противном случае список лучших асов антигитлеровской коалиции выглядел бы совершенно по-другому, ведь на счету лучшего «антидайверского» аса сквадрон-лидера Джозефа Берри (Joseph Berry), служившего сначала во «флайте “Темпестов”» FIU, а потом командовавшего 501-й эскадрильей, было 59,5 победы над «роботами» (в т. ч. 28 ночных) и одна над самолётом. Ещё у двух лётчиков было под 40 побед, а у десяти — от 20 до 30 уничтоженных V-1.
«Фау» над Антверпеном
Великобритания была самой заметной, но не единственной целью обстрела V-1. В октябре 1944 года по личному указанию Гитлера началась бомбардировка Антверпена, бывшего стратегически важным пунктом в цепи снабжения союзных войск на континенте. 7 октября был начат обстрел баллистическими ракетами, а пуски V-1 по этой цели — 21 октября. Всего по Антверпену, Брюсселю и Льежу немцы выпустили 11 988 крылатых ракет — больше, чем по Англии. Последние пуски состоялись вечером 27 марта.
Оборону Антверпена союзники всецело возлагали на зенитную артиллерию. Истребители специально на V-1 не охотились, но при случайной встрече в воздухе, разумеется, атаковали. Победы над самолётами-снарядами числятся за лётчиками разных эскадрилий американских 9-х ВВС и британских 2-х тактических ВВС, но они были слишком малочисленными, чтобы играть какую-то роль.
АвторЫ:Михаил Быков,Юрий Сергиевич.

[Источники]Источники:

Источник:http://warspot.ru/.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo nemihail 14:10, вчера 151
Buy for 30 tokens
Узнаю нашу страну, в одной новости может быть катастрофа, чудесное спасение, а ведь это действительно было чудо и как итог мародерство. Фото: Георгий Малец (Мартин) Не смотря на то, что место приземления самолета Airbus A321 Уральских авиалиний отцеплено, находятся люди которые решили…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments