Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Categories:

Письмо от "Совета рабочих и крестьянских депутатов Покровской церкви, что на Кариже"

Письмо от "Совета рабочих и крестьянских депутатов Покровской церкви, что на Кариже"

Искал в сети информацию по истории малой Родины моих предков. Они были родом из старинного города Малоярославца. Ныне он расположен в Калужской области. И на одном из местных сайтов нашёл интересную информацию о истории местной церкви Покрова Богородицы, что на Кариже. История этой старинной церкви интересна сама по себе. Здесь же о любопытном документе времён революции и гражданской войны. Был оказывается такой "Совета рабочих и крестьянских депутатов Покровской церкви, что на Кариже" и он вёл переписку с вышестоящими властями.


Переписка весьма примечательна:

"...В 1918 г. на попытку описать имущество (с очевидной целью дальнейшей националиэации) прихожане ответили весьма своеобразно. 20 мая 1918 г. Марьинский волисполком и Малоярославецкий уисполком получили официальные письма от некоего «Совета рабочих и крестьянских депутатов Покровской церкви что на Кариже» с категорическим заявлением о том «что в Покровской церкви золотых вещей ни в каком количестве веса не имеется, на остальное церковное имущество опись представить не считаем нужным. . .»

По поводу этого письма долго еще разбирались работники исполкомов, выясняя, что это за "Совет" образовался в церкви и откуда там взялись "рабочие депутаты". Чем закончилось это разбирательство - неизвестно. Прихожане церкви умело затягивали дело с описью имущества, посылая письма в различные инстанции, разводя полезную для них бумажную волокиту. И все же опись состоялась. Сохранившийся в фондах ГЛКО экземпляр датирован 1 июня 1924 г. Скупое перечисление церковного имущества свидетельствует о том, что наиболее ценная его часть уже отсутствовала (главным образом это касается богослужебных сосудов). Нет в этом списке указаний и на ценность серебряных и позолоченных окладов. Нельзя сделать однозначного вывода - были ли они реквизированы уже на нужды республики, или их ценность сознательно скрыта составителями описи.

Фото храмаВо второй половине 20-х годов в летний период ежегодно в город Малоярославец и окрестные села (Карижа, Спас-Загорье и др.) с разрешения советских властей приносили особо чтимую икону из с. Юрьевского (Благовещенской церкви) - Боголюбской Божией Матери. Церковь в с. Юрьевском ветшала, разрушалась, в 1927 г. ее собирались ремонтировать , но, видимо, так и не собрались. Икона же была оставлена в Покровской церкви и по сей день является ее самой большой драгоценностью. "http://www.karizha.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=47:history1&catid=34:historycat&Itemid=56

К сожалению не нашёл в сети скана примечательного документа того бурного времени.

Что касается взаимоотношения церкви, населения и власти, то оно во многом нисколько не изменилось– крестили детей, регистрировали браки, отпевали умерших. Каждый населенный пункт и после революции материально помогал содержать приходскую церковь из средств, собранных для нужд своего общества. Например, в 1918 г. жители д. Ершово на содержание церковного старосты выделили 71 р. и богомолье при д. Ершово 16 р. 20 коп.; д. Казаново − церковному старосте и сторожу 154 р. 80 коп. (или по 30 коп. с души); д. Кременки − церковному старосте 97 р. 90 коп.; с. Гостешево церковному старосте 150 р. и церковному сторожу 350 р.

В школах Калужской губернии работали глубоко верующие учителя, многие были выходцами из семей священников. Например, в Троицкой школе работала дочь священника Георгиевского. Житель с. Калугино 5 июля 1919 года жаловался на учителя К.У. Кочановского: он «… ничего не делает с учениками, …только и знает, что списывает строки церковные, да спевки устраивает. Прошу, чтобы учителю этому запретили петь на клиросе».. На что 14 июля последовал ответ заведующего отделом образования волисполкома Филимошина: «учитель Кочановский, хотя и не находится по отношению к своим обязанностям на должной высоте, но… считается одним из лучших в настоящее время»
Интересна история учителя с. Остров Глаголевского Александра Николаевича. Он родился в с. Остров в 1887 году, закончил духовное училище и одно время был священником.  Это не единичный случай, когда в органах советской власти работали священнослужители. Например, весной 1919 года в Волисполкоме работал дьякон с. Троицкого Николай Андреевич Некрасов. Председателю Волисполкома А. Т. Лукашину пришлось объясняться по этому поводу в уезде: «Диакон церкви с. Троицкого, фактически, на службе не состоял, но он привлекался временно для выполнения различного рода работы, например, по переписке ведомостей на выдачу пайка»
На запрос Лукашина от 8 июля 1919 г. о возможности привлекать его к работе, из Тарусы последовал ответ: «к поступлению на должность переписчика дьякона Н. Некрасова препятствия нет».. То, что власть на местах привлекала лиц духовного звания к работе, что бывший священник работал на руководящей должности в Волисполкоме, никого не смущало. Ситуация изменилась в феврале 1921 году. Из Тарусы пришла телеграмма: «Во исполнение постановления Совнаркома республики (Известия ВЦИК № 22 от 8 Февраля 21г) … не принимать на службу лиц религиозных культов, а всех принятых немедленно уволить» http://livepark.pro/prosvet/kraeved/24114

Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • (без темы)

  • Ретрорай

    - Я себе рай как-то по другому представлял... - А что не так? - Хвощи и сыро. - Ну знаете ли... У нас рай демократический для удобства…

  • (без темы)

promo karhu53 апрель 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments