Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Categories:

МРАК И УЖАС ЛЕДЯНОГО ЦАРСТВА.

МРАК И УЖАС ЛЕДЯНОГО ЦАРСТВА.
Наше вам! То есть мое пожелание вам счастливого конца недели и удачныx выxодныx! Не надо печалится вся жесть впереди! Вот например вчера состоялись дебаты между Навальным и Темой Лебедевым...Борец с коррупцией и предатель Родины Навальный спорил с Великим дизайнерм и болггером-матершинником-кто больший кусок дерьма!))))Вся ЖиЖа сегодня засрана постами об етом епоxальном событии!)))) Я сие действо не смотрел,но посты пытался прочесть по диоганали...Особенно запомнились некоторые комменты: "Сожрите друг друга" "Пришли подраться но оба отсосали!" "Не того блогера назвали долбоебом")))) Вот так вот весело провели вечер четверга ворюга вятскиx бревен и сын писательницы!))))

Ну да бОГ с имя! Я не понимаю че так переполошилсь все! Забыли даже написать че Трамп делал на работе! Он уже коды от домофонов всеx подъездов в России получил...Так что ждите сюрпризов! правда коды есть и у меня:

ВОТ ОНИ:
коды домофонов
Специально для вас! Пользуйтесь!)))) Ну а пока не приспичило,то прочитайте спокойно страшную арктическую историю!))))

ПРЕДУПРЕЖДАЮ:ШОКИРУЮЩИЕ ФОТО !

«Мрак», «Ужас» в Арктике

Исчезновение экспедиции сэра Джона Франклина по поиску Северо-Западного прохода — одна из самых трагических и загадочных страниц освоения Арктики. Два судна Королевского военно-морского флота — «Эребус» («Мрак») и «Террор» («Ужас») — и 129 человек экипажа во главе с Франклином и его помощником Френсисом Крозье бесследно пропали в канадской Арктике в 1848 году. Последний раз живыми их видели экипажи двух китобойных судов в море Баффина в августе 1845 года.


Северо-западный проход

В середине XIX века поиск пути из Атлантического в Тихий океан остро стоял на повестке дня учёных-географов и полярных исследователей. Этот путь идет вдоль побережья Северной Америки от моря Бофорта через заливы Коронейшен и Куин-Мод, проливы Франклина, Пил, Барроу и Ланкастер в море Баффина.

С середины XVI века поиски Северо-Западного прохода стали постоянными и системными. В 1576—1631 годах английские арктические экспедиции открыли пролив Дейвиса и море Баффина, Гудзонов пролив, Гудзонов залив и бассейн Фокс. Тяжёлые ледовые условия длительное время не давали первопроходцам проникнуть дальше на северо-запад.

WilliamEdwardParry
Сэр Вильям Эдвард Парри (1790 — 1855) — английский контр-адмирал и исследователь Арктики, который в 1827 году, организовал одну из самых первых экспедиций на Северный полюс. Почётный член Петербургской академии наук (1826).

Позже в 1819—20 годах Уильям Парри открыл проливы Ланкастер, Барроу и Вайкаунт-Мелвилл; в следующей экспедиции — проливы Фьюри-энд-Хекла и Принс-Риджент.

Активное участие в поисках принимал и сам Джон Франклин, к тому моменту уже опытный полярный исследователь. В 1821 году он установил возможность судоходства в заливе Коронейшен, позже в южной и юго-восточной частях моря, при этом были открыты залив Амундсена и пролив Долфин-энд-Юнион.

С самого начала XIX столетия Северный полюс превратился в объект более серьезных исследований, чем Северо-Западный проход, о котором, впрочем, никогда не забывали. Частично он был уже открыт и с востока и с запада, но центральная его часть всё ещё оставалась белым пятном на самых подробных картах Канадской Арктики. Легендарная экспедиция Франклина 1845-1847 годов, по сути, стала последней серьезной попыткой найти Северо-западный проход.


Подготовка и оснащение экспедиции

Экспедиция Франклина была подготовлена по самым высоким стандартам того времени. Запасы провизии были рассчитаны на три года плавания и включали в себя помимо огромного количества галет, муки, круп, мясных консервов также четыре тонны лимонного сока в жестяных банках, призванного уберечь полярников от цинги, причины возникновения которой на тот момент были ещё достоверно неизвестны.

Qddr8WFlvGA
Сэр Джон Франклин (1786-1847) - английский контр-адмирал и полярный исследователь, участник Трафальгарского сражения 1805 г. и битвы за Новый Орлеан 1814 г.


Униформа и утеплённая одежда отвечали сложным климатическим условиям и способны были уберечь своих обладателей даже в самые трескучие морозы. На каждом судне присутствовал полный комплект походного и ледового инвентаря: ледовые пилы, палатки, переносные печи, весь необходимый столярный инструмент, большое количество оружия.

John_Franklin-Expedition-_1845-_auf_der_Suche_nach_der_Nordwestpassage_14.5.2010


Помимо вещей, необходимых для работы, на судах была внушительная библиотека научной, художественной и религиозной литературы, так что с её помощью можно было скрасить долгие полярные ночи.

Ни одно парусное судно ни до ни после не было подготовлено к экспедиции с такой тщательностью и изобретательностью, если бы не один момент. Контракт на поставку консервированного мяса и супов был заключён буквально перед самым отплытием Франклина, из-за чего поставщик работал в крайней спешке, и пайка банок была выполнена некачественно.

Некоторые исследователи склонны считать именно это причиной гибели экспедиции. Полярники могли отравиться свинцом, который попал в пищу из-за плохого качества припоя.

FitzjamesPortrait
Джеймс Фитцджеймс(1813-1848?)-Офицер Королевского военно-морского флота Великобритании. Участник исследовательских экспедиций. Капитан «Эребуса"Спущенный на воду в 1826 г. на верфи Пемброк в Уэльсе, «Эребус» имел парусную оснастку барка и первоначально служил в качестве канонерской лодки, а позднее был переоборудован в полярное исследовательское судно. Вероятнее всего, на этот выбор повлияло то, что изначально канонерка «Эребус» имела очень прочный корпус.

Каждый корабль нёс экипаж из 64 человек — почти все они не имели полярного опыта, но были военными моряками и отличались высокой дисциплинированностью, приспособляемостью к сложным условиям плавания. «Эребусом» командовал Джеймс Фитцджеймс, а «Террором» — ирландец Френсис Крозье. Их кандидатуры на пост руководителя всей экспедиции рассматривалась в Адмиралтействе наряду с самим Джоном Франклином, но были в итоге отвергнуты.

Captain_Francis_Crozier_of_HMS_Terror
Фрэнсис Крозье(1796-1848?) Офицер Королевского военно-морского флота Великобритании. Участник шести арктических и антарктических исследовательских экспедиций.Капитан судна "Террор"

Джон Франклин к тому моменту уже был опытным полярником. За его спиной были три экспедиции в Арктику — мягко говоря, не совсем удачных, но выгодно отличавших его опыт от конкурентов. На момент старта экспедиции это был уже пожилой человек, ему исполнилось 59 лет. Он успел побыть губернатором заокеанской Тасмании и был отозван в Лондон специально для того, чтобы возглавить очередную арктическую экспедицию.



Ход плавания

Корабли Франклина покинули родину утром 19 мая 1845 года, отчалив от пристани английского городка Гринхайт. Первоначально экипаж состоял из 134 человек, но на последней стоянке в заливе Диско на западном побережье Гренландии пять человек были высажены на суда сопровождения и отправлены домой. Они даже не подозревали, что это, пожалуй, самый важный день в их жизни после дня рождения.

Корабли, загруженные доверху провизией и снаряжением, отправились в безжизненные ледяные просторы Арктики, чтобы выполнить своё предназначение – найти Северо-Западный проход.

1484573466194329682


Согласно инструкциям, полученным Джоном Франклином от Адмиралтейства, организовавшего экспедицию, он должен был пройти проливом Ланкастера между Баффиновой землей и островом Девон, а затем действовать полностью самостоятельно, полагаясь лишь на своё чутьё, двигаясь в совершенно неизученных водах.

В 1845 году, после прохождения пролива Ланкастер, Франклин оставил «Террор» у острова Бичи, а сам отправился на «Эребусе» дальше на север через пролив Веллингтона. У 77-ой широты им встретились сплочённые тяжёлые льды, и дальнейшее продвижение стало невозможным, пришлось вернуться назад.

618817
Экспедиция Франклина

Первую арктическую зиму британцы встретили у побережья острова Бичи, здесь и захоронили первых трёх погибших — их могилы с надгробиями стали самым хорошо сохранившимся свидетельством бед, постигших экспедицию.

148463931515770756

Тела Джона Торрингтона, Уильяма Брэйна и Джона Хартнелла хорошо сохранились в условиях вечной мерзлоты. Тело Торрингтона было эксгумировано в 1984 году и тщательно исследовано, что дало учёным основания предполагать, что он страдал от лёгочных заболеваний и отравления свинцом.

d164f833636a_sf_10

Очевидно, перед смертью Торрингтон очень тяжело болел, его труп весил не более 40 килограмм и выглядел крайне истощённым даже со скидкой на неизбежное обезвоживание после смерти. Исследователи считают, что причиной смерти стала пневмония, осложнённая тяжёлым отравлением свинцом.

franklin-expedition

Наличие тяжёлого металла можно объяснить низким качеством консервированной пищи, которая могла впитать часть свинца из банок, и использованием на кораблях систем дистилляции воды со свинцовыми элементами конструкции.

Эти выводы проливают свет на причины гибели остальных членов экспедиции Франклина — ими стали сочетание холода, голода, цинги, пневмонии, туберкулёза, усугублённых отравлением свинцом.

Домби11

Однако оставим могилы несчастных и проследим судьбу экспедиции далее. Весной суда двинулись на запад, дойдя до входа в пролив Пил, и прошли по нему более 250 километров, но уже 12 сентября 1846 года снова вмёрзли в лёд. Вместе с ледовыми полями они начали дрейфовать, сохраняя тщетные надежды освободиться будущей весной.

Graham Gore, Commander - Erebus
Грэм Гор(1808-1848)- Офицер Королевского военно-морского флота Великобритании. Коммандер. Участник арктической исследовательской экспедиции Франклина.

Пищи ещё было достаточно, но усталость и болезни начали сильно влиять на состояние экипажа. 24 мая 1847 года корабельная партия под командованием коммандера Грэма Гора оставила записку в гурии на острове Кинг-Вильям. В ней говорилось о предыдущей и нынешней зимовке, а так же отмечалось, что в экспедиции под командованием сэра Джона Франклина «всё в порядке».


Мрак и Ужас без кавычек...


Суровая природа Арктики уже приговорила отважных моряков. Начиная с этого момента, все обстоятельства, влиявшие на их шансы выжить, обернулись против них.

Джон Франклин тяжело заболел и умер 11 июня 1847 года. Лето 1847 года было коротким и необычайно холодным. Даже к июлю кораблям не удалось освободиться из ледового плена, вместе с ледовыми полями их прибило к острову Кинг-Вильям.

2104122_ekspediciya-franklina


Надвигалась третья зимовка, запасы продуктов, с учётом испортившихся консервов уже подходили к концу. Теперь в полный рост встала цинга — страшная болезнь мореплавателей и путешественников во все времена. Из-за отсутствия свежей пищи и витамина C начинали кровоточить дёсны, выпадали зубы, ужасно болели все суставы, всё тело страшно ломило. Малейшие ранки кровоточили и гноились, не заживая вовсе.

54504481

Матросы не могли работать и тихо лежали в своих гамаках, ожидая печальной участи. Прибавьте к этому голод, медленно, но верно пробравшийся в трюмы «Эребуса» и «Террора» и страшные морозы, поджидавшие их снаружи. Картина была печальной. В ходе этой третьей зимовки погибли 20 человек.

Когда в апреле 1848 года стало ясно, что освободиться изо льдов не удастся, а спасения ждать неоткуда, оставшиеся в живых офицеры решили вести около 100 уцелевших на юг к цивилизации. А до ближайших поселений, где, вероятно, могли находиться белые люди, было более 1800 миль по крайне негостеприимной арктической пустыне Северной Канады.

FOTO4


Бросив намертво вмерзшие в лед корабли, они тащили за собой шлюпки на санях, палатки, печки и скромный запас провизии. Капитан Фрэнсис Крозье оставил последнее документальное свидетельство экспедиции Франклина. Записка была оставлена на полях старого послания Грэма Гора и вложена в тот же гурий на острове Кинг-Вильям.


25 апреля 1848 года. Корабли Её Величества «Эребус» и «Террор» были покинуты 22 апреля в 5 лигах к северо-северо-западу от этого места, будучи затёрты льдами с 12 сентября 1846 года. Офицеры и команда в составе 105 человек под командой капитана Ф. Р. М. Крозье стали лагерем здесь, под 69°37’42″ с. ш. и 98°41′ з. д. Данная записка была найдена лейтенантом Ирвингом под гурием, предположительно сложенным сэром Джеймсом Россом в 1831 году в 4 милях к северу, куда была помещена покойным лейтенантом Гором в мае 1847 года. Однако, поскольку не удалось найти мачту-ориентир сэра Джеймса Росса, записка перенесена на это место, где была установлена мачта сэра Дж. Росс

0_2057c7_68bde1b2_orig


—Сэр Джон Франклин умер 11 июня 1847 года, общие потери экспедиции на настоящий момент составляют 9 офицеров и 15 матросов.
—Джеймс Фитцджеймс, капитан корабля Её Величества «Эребус», Ф. Р. М. Крозье, капитан и старший офицер. Завтра выступаем на Рыбную реку Бака.


Усталые, больные и голодные люди медленно побрели на юг к своему спасению. Но вместо спасения их ждала гибель — никому из 100 человек не удалось выжить.



Поиски

FOTO2-1024x664


Поиски Франклина и его людей начались только весной 1848 года. Вдова Франклина, ещё не знавшая о своём новом печальном социальном статусе, призвала Адмиралтейство немедленно отправить корабли на поиски мужа. Морские чины не спешили приводить в действие план по спасению, ожидая вестей от самих полярников.

i (1)
Джеймс Кларк Росс(1800-1862) Британский военный моряк, исследователь полярных районов, член Королевского географического общества

Но просьбу леди Франклин горячо поддержали некоторые члены Парламента, а пресса развернула широкую общественную кампанию. В итоге Правительству не осталось иного выхода, кроме как отправить корабли «Инвестигейтор» и «Энтерпрайз» под командованием заслуженного исследователя Арктики сэра Джеймса Росса. Спасательная экспедиция не увенчалась успехом, и корабли вернулись домой без всякого результата.

По новому плану розыска в 1850 году в канадскую Арктику отправились сразу три группы (одна сухопутная и две морских). Эскадре под командованием Горация Остина удалось достичь последней известной точки маршрута Франклина — пролива Ланкастер. Вскоре на острове Бичи были найдены три могилы моряков(см.выше) с «Эребуса» и «Террора», а также пустые консервные банки, остатки снаряжения и инструменты.

Franklin-Team


Это были единственные свидетельства зимовки 1845-46 годов. Но надежда на то, что кто-то из людей Франклина ещё может быть жив, не угасала. В 1854 году на острове Бичи была построена хижина и оставлены запасы для любых выживших путешественников, чтобы помочь им спастись. Но она так и не пригодилась.

f2d24e4323bcde7d381fe60dc0e09831

К этому времени Адмиралтейство назначило награду за любую помощь в поисках в размере 20 000 фунтов стерлингов, что было весьма значительной суммой по тем временам. Это стало неплохим стимулом активизировать поиски для частных лиц.

Поиски активно велись и на суше. Например, Джон Рэй, работавший на Компанию Гудзонова залива во время своих путешествий по северу Канады встретил эскимосов, которые дали первые неподтверждённые свидетельства гибели экспедиции Франклина.

Они рассказали о погибавших от голода людях, которых им удалось встретить в устье реки Бака, а также продали Рэю вещи, принадлежащие покойным: несколько серебряных вилок и ножей, компас и часы, принадлежавшие офицерам. При этом пришельцы, судя по свидетельствам эскимосов, перед смертью ели трупы своих товарищей. Предполагаемый каннибализм среди членов экипажа «Эребуса» и «Террора» глубоко возмутил их коллег, оставшихся в Великобритании, и вдову Франклина. Общественность напрочь отвергла инсинуации, предполагавшие, что моряк королевского флота мог опуститься до поедания себе подобных."Джентльмен не может траxать есть джентльмена!" В Английской печати теx лет разгорелась острая дискуссия на эту тему, в которую лиxо вписался писатель Чарльз Диккенс и получил неплоxой пиар...
Но тем не менее за Рэем последовали другие сотрудники Компании и собрали ещё часть свидетельств.


a8afdbc664d3ec653d7631aa7d4b4f75


Но тут совсем некстати разразилась Крымская война с Россией, у Адмиралтейства прибавилось забот и без пропавшей экспедиции, и поиски прекратили. В 1854 году, спустя девять лет после отплытия Франклина из Англии, его и всех его подчинённых признали погибшими при исполнении служебного долга.

jane_franklin
Джейн Франклин(1791-1875) Английская путешественница, меценатка, супруга известнейшего полярного исследователя сэра Джона Франклина, организовавшая и спонсировавшая семь арктических экспедиций на поиски следов пропавшего в Арктике мужа, первая женщина, удостоенная Золотой медали Королевского географического общества. Автор известного выражения: «Что не пожелало сделать Государство, сделала Женщина!».

Но Джейн Франклин не могла смириться с этим. В 1857 году большей частью на собственные средства она снарядила поисковую экспедицию, которая оказалась самой результативной из всех предшествовавших. Капитану Френсису Мак-Клинтоку, командовавшему шхуной «Фокс», удалось обнаружить послание, вложенное в гурий, возведённый на берегу острова Кинг-Вильям.

618819

Позднее они же обнаружили три скелета и сани со шлюпкой на противоположном побережье острова. В ней обнаружили множество предметов, совершенно непригодных для арктического похода, а тем более для похода по спасению своих собственных жизней. Мыло, книги, шёлковые платки, столовые приборы и прочий ненужный скарб. Полозья саней были направлены на северо-восток.


a4fffadf450ad0c593657c86b2c12302 (1)


Мак-Клинток предположил, что Крозье оставил двух моряков, чтобы те попытались вернуться обратно к кораблям, тогда как основная группа двинулась дальше к побережью континентальной Канады.

220px-Schwatka_sm
Фредерик Сватка(1849-1892) Офицер армии США, путешественник, исследователь. Начал путешествия с поиска пропавшей экспедиции Джона Франклина, после чего совершил продолжительную экспедицию по реке Юкон.

Активные поиски продолжались и позднее, вплоть до 1880 года. Американцы Фредерик Сватка и Фрэнсис Холл исследовали побережье и собирали рассказы эскимосов, но каких-либо значительных доказательств собрать не удалось.


Современные поиски.


Новый всплеск интереса возник в 80-х годах уже XX века. Исследователи и археологи, используя современные технологии, провели обследование ранее найденных артефактов, включая тела погибших членов экспедиции, но каких либо сенсационных находок сделать не удалось.



Исследовательские экспедиции проводились с переменным успехом, и в последующие годы на этом поприще отметился даже знаменитый Беар Гриллс. Старательным учёным удалось найти ещё ряд материальных свидетельств и новые останки людей Франклина, с отметинами от режущих предметов, что снова подняло вопрос об имевшем место каннибализме среди британских моряков. Однако все эти находки так и не пролили свет на подробности гибели всех 129 человек.

14114215762766
Беар Гриллс (род.1974) Британский ведущий,путешественник, и писатель. Наиболее известен по телепрограмме «Выжить любой ценой».

Для полного понимания случившегося с пропавшей экспедицией Франклина ученым не хватало только одного — найти ее пропавшие корабли. Десятилетия бесплодных поисков завершились совсем недавно. В 2014 году к югу от острова Кинг-Уильям на глубине в 11 метров был обнаружен «Эребус». Канадцы подняли на поверхность его судовой колокол и одну из десяти пушек.

1458126151125349079

3 сентября 2016 года нашли и «Террор». Корабль прекрасно сохранился и был законсервирован его командой: все двери, окна и другие отверстия были аккуратно закрыты. Оставление судна считалось в королевском флоте тяжким преступлением, и экипаж, по всей видимости, не терял надежды вернуться к нему. Спасения «Террор» не дождался, в конце концов затонув в бухте, носящей теперь его имя, к юго-востоку от побережья Кинг-Уильяма.

e40af6a71c3a3c3931480be08077ffc6
Штурвал обнаруженного на морском дне судна "Terror"

Находка «Эребуса» и «Террора», ответив на некоторые вопросы исследователей судьбы экспедиции Франклина, сразу же поставила новые. Исходя из содержания записки, найденной под пирамидой камней еще в 1854 году, оба корабля были покинуты одновременно в точке, находящейся в сотне километров от тех мест, где их в итоге обнаружили. Возможно, это связано с естественным дрейфом затертых льдами кораблей, затонувших в конечном итоге в разное время. Вторая версия утверждает, что по крайней мере некоторые члены экипажа, оставив парусники 22 апреля 1848 года, могли впоследствии вернуться на них, чтобы продолжить свой путь к устью реки Бак.

Итоги

Экспедиция Франклина своей цели не достигла. Северо-Западный проход нашли много позднее. Впервые этот проход был успешно пройден норвежским полярным исследователем Руалем Амундсеном много позднее — в 1903-1906 годах на небольшом шлюпе «Йоа». Ему же удалось покорить Южный полюс в 1912 году, навсегда вписав своё имя в историю полярных исследований.

No_name_4646289a
Яхта Амундсена Йоа.

Однако предприятие Франклина, а точнее экспедиции по его поискам, внесли существенный вклад в изучение всего арктического региона. Результатом их работы стало обследование и нанесение на карту тысяч миль вдоль береговой линии Канады, этнографические исследования местных жителей — эскимосов, совершенствование тактики ледовых походов и снаряжения.

481f70959e2e5902dac7d8f8071ebd5b

Большой след исчезнувшая экспедиция оставила и в культуре. Десятки художников в Великобритании и США писали картины по мотивам этой истории, было создано множество музыкальных произведений (например, NorthwestPassage Стэна Роджерса, ставший неофициальным гимном Канады, I’m Already There группы FairportConvention и другие), в том числе и вполне современными рок-группами, а след в литературе и вовсе можно назвать более чем значительным.

Замечательные художественные книги «Путешествие и приключения капитана Гаттераса» Жюля Верна, «Солом Гурский был здесь» Мордехая Рихлера, «Арктический дрифт» Клайва Касслера и крайне рекомендуемый к прочтению «Террор» Дэна Симмонса — все они были инспирированы таинственной историей пропажи экспедиции Франклина. Кстати по книге Симмонса в этом году выxодит сериал!



Предприятие Франклина — пожалуй, самый разрекламированный момент арктических путешествий, история полная загадок и тайн, свидетельство мужества и трагической судьбы храбрых людей, остающееся актуальным и по сей день.


Но этим летом (2016) дорогой, мечта о которой погубила сотни путешественников, прошел первый большой круизный корабль. Около тысячи пассажиров, выложив из собственного кармана от $22 тыс., за месяц с небольшим добрались из Анкориджа на Аляске в Нью-Йорк. По пути лайнер Crystal Serenity миновал и остров Кинг-Уильям, и остров Бичи(название как раз). 129 моряков, три года проживших в ледяном аду, отдали свои жизни в том числе и ради этого.

e508773d1f4e1ca496568a9eb152d5dd

Но, безусловно, главным итогом экспедиции Франклина стало ещё одно подтверждение ничтожности человека перед силами природы.


СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!!

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments