Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Category:

Блокада и эрмитажная коллекция

Блокада и эрмитажная коллекция
С началом ВОВ основные коллекции были эвакуированы на безопасные территории.
На Урал было вывезено около 2 миллионов экспонатов. То же, что не успели вывезти бережно «законсервировали» на хранение. В Эрмитаже в годы блокады хранились также ценности, вывезенные из пригородных дворцов Ленинграда....



Не все знают, что все необходимые приготовления к эвакуации Эрмитажа были произведены ещё задолго до войны. Специальные по размеру ящики под каждый экспонат с надписями были изготовлены заблаговременно, это позволило сохранить в целости большую часть коллекции музея (подозреваю что такие ящики есть и сейчас).



В Эрмитаже даже в блокадные годы проходили выставки из не эвакуированных экспонатов. По воспоминаниям блокадников именно непрекращающаяся культурная жизнь города спасла многих жителей Ленинграда от гибели, а на территории музея в Висячих садах выращивали картошку...



За годы блокады Эрмитаж сильно пострадал от бомбежек. Были выбиты стёкла, поврежден фасад, от пожаров, затопления, плесени погибли некоторые экспонаты.

В годы блокады главный музей охраняли женщины - сотрудницы музея. Начальник охраны П.Ф. Губчевский вспоминал: "Мое могучее воинство состояло в основном из пожилых женщин пенсионного возраста, включая и семидесятилетних. Не менее трети всегда находилось в больницах: одни оттуда возвращались, других туда отвозили. Стража, которой я командовал, не превышала тридцати старушек. И это была моя гвардия!".



Тридцать старушек не только охраняли помещения, они участвовали в аварийных работах, залезали на крышу музея, обвязавшись веревкой, и латали ее, ликвидировали возникавшие из-за обстрела пожары и тушили зажигательные бомбы!

На же следующий день после официального снятия блокады, сотрудники Эрмитажа начали работать над подготовкой выставки памятников искусства и культуры, "переживших" блокаду в Ленинграде. Для размещения экспозиции после окончания блокады был выбран второй этаж Ламотова павильона. Нужно было очистить от завалов и отреставрировать Павильонный зал, Романовскую и Петровскую галереи и примыкающие к ним лестницы...

       

Все приходилось делать самим эрмитажникам. Приехавший из Еревана академик Орбели с удивлением узнавал в плотниках, стекольщиках и малярах, ремонтировавших залы, своих сотрудников. Люди, никогда не занимавшиеся реставрацией, ухитрились восстановить люстры Павильонного зала, затопленные в подвале. Сами натерли паркеты - полторы тысячи квадратных метров! По понятным идеологическим причинам выставку решили открыть в годовщину революции.

... 8 ноября 1944 года Орбели обходил готовую экспозицию. До открытия оставалось полчаса. Иосиф Абгарович задумался и вдруг велел переставить бронзовый бюст императора Марка Аврелия в самое начало экспозиции.



Зажглись люстры. И первые посетители, поднявшиеся по красным ковровым дорожкам Советской лестницы увидели чудо - экспонаты, сбереженные в тяжелейших условиях блокады. И первым - один новый, только что приобретенный! Табличка, прикрепленная к бюсту Марка Аврелия, гласила: "Найден под откосом около станции Новоселье после крушения взорванного партизанами фашистского поезда с награбленным металлическим ломом. "
Блокада и эрмитажная коллекция
Инфа (С) интернет
Subscribe

  • Королевская милостыня

    - Поднимайся! - Что случилось? - поинтересовался шут и широко зевнул. - Собирайся и поезжай в Великанию! - приказал король. - Это ещё зачем? -…

  • (no subject)

  • В одной далёкой-далёкой галактике.

    В одной далёкой галактике в очередной раз контакт получился. Тут надо немного вопрос прояснить. Дело в том, что цивилизации они разные по развитию…

promo karhu53 апрель 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment