Музей авиации в Тиккакоски. Мы оказались там почти случайно. Ангар неподалеку от города Ювяскюля - как проехать мимо такой достопримечательности?
На подступах - антенны радиолокационных станций. В 1970-е годы здесь располагалось Управление ВВС Финляндии: Центр обучения пилотов, информационная служба и летная школа с базой учебных самолетов. В общем, место для музея выбрано не случайно. Площадка перед ангаром - outdoor fighter jets: несколько истребителей. В основном, МИГи и Саабы «Дракен» - грозное напоминание о временах «холодной» войны.
1

2. На пьедестале британский Folland Gnat - в Финляндии такие появились в 1958-м году.

3. У входа – пацифистский МИГ-17

4. Первое, что бросается в глаза внутри музея – свастика. Точнее, «хакаристи». Прямая, синяя свастика на белом поле. Финский хакаристи не является копированием нацистской свастики. На крылья самолетов финская свастика попала во время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. Приказом главнокомандующего эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики. Позже эта эмблема стала символом финских ВВС и танковых войск. По условиям мирного договора после окончания После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться - уж слишком одиозный символ. Сегодня эмблема Воздушных сил Финляндии - нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага.

5. Впрочем, здесь все не просто. В 2005 году французская газета Le Mond обратила внимание на то, что на флаге финских военно-воздушных сил, который Тарья Халонен вручала Лётному училищу ВВС Финляндии - изображена свастика. Согласно разъяснению на сайте Сил обороны Финляндии, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов - строго вертикальна и никакого отношения к немецкому косому кресту не имеет.
Так или иначе, знак мрачный и вызывает не лучшие ассоциации.

6. Ангар кажется огромным. Так и есть, помимо летательных аппаратов, он вмещает в себя двигатели и отдельные части механизмов, оборудования. В отдельном зале – раритетные карты, личные вещи и предметы быта финских летчиков. Фотографии. На мониторах – документальная хроника. На стенах – тематические живописные работы.

7. Украшение экспозиции – огромный американский «Дуглас»

8. Martinsyde F.4 Buzzard

9. De Havilland DH.60 Moth - британский двухместный биплан, выпускавшийся в 1920-х годах de Havilland Aircraft Company. Один из первых массово выпускавшихся самолётов.

10. Foke-wulf fw 44 j stieglitz - немецкий двухместный биплан, известный как «Щегол». 1930-е

11. Fokker В.XXI - разработан в 1936 году на заводе компании Fokker в Южном Амстердаме. С начала 1939 года финны развернули лицензионную постройку D.XXI на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас» в Тампере. К началу Зимней войны именно этот самолет оказался основным и новейшим истребителем финских ВВС.

12. Знаменитый Messerschmitt bf.109. Истребитель, состоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. Является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2.

13. VL Pyörremyrsky (Ураган) - финский истребитель, разработанный в 1942 году. Самолёт получился очень скоростным и маневренным, однако разрыв с немцами, происшедший в сентябре 1944 года, не позволил начать его испытания в годы войны. Только после завершения войны "Pyorremyrsky" показал себя во всей красе. На испытаниях, проходивших с 20 ноября 1945 года, он показал максимальную скорость 645 км\ч, при выполнении полного виража за 22-23 секунды, что было лучше чем у "мессера". Тем не менее и здесь программа завершилась неудачей. Самолёт страдал так называемыми "детскими болезнями", на устранение которых понадобилось довольно долгое время. Полностью испытательный цикл был пройден в 1947 году, после чего "Pyorremyrsky" передали в ограниченную эксплуатацию в одну из вспомогательных эскадрилий. С наступлением эры реактивной авиации интерес к истребителям с поршневыми двигателями резко пошел на убыль. Заказов на постройку "Pyorremyrsky" не последовало. Свою карьеру единственный прототип закончил спустя 6 лет - в 1954 году, налетав в общей сложности всего 27 часов. Сначала его поставили на временное хранение, а в 1971 году передали в Музей Авиации.

14. Link Trainer. Летный тренажер, производившийся в период с начала 1930-х и начале 1950-х годов

15. Ми 4

16. Обломок хвоста советского самолета, сбитого во время Зимней компании

17. Folland Gnat - британский лёгкий истребитель. Использовался Королевскими ВВС с 1959 года, эксплуатация последних самолётов завершена в 1979 году.
«Нэт» поставлялся на экспорт в Индию (где производился по лицензии) и Финляндию.

18. Saab 91 Safir - трёх- или четырёхместный учебный самолёт, производившийся в Швеции и компанией De Schelde в Голландии. Свой первый полет совершил в 1945 году.

19

20

21

22

23

24


На подступах - антенны радиолокационных станций. В 1970-е годы здесь располагалось Управление ВВС Финляндии: Центр обучения пилотов, информационная служба и летная школа с базой учебных самолетов. В общем, место для музея выбрано не случайно. Площадка перед ангаром - outdoor fighter jets: несколько истребителей. В основном, МИГи и Саабы «Дракен» - грозное напоминание о временах «холодной» войны.
1

2. На пьедестале британский Folland Gnat - в Финляндии такие появились в 1958-м году.

3. У входа – пацифистский МИГ-17

4. Первое, что бросается в глаза внутри музея – свастика. Точнее, «хакаристи». Прямая, синяя свастика на белом поле. Финский хакаристи не является копированием нацистской свастики. На крылья самолетов финская свастика попала во время гражданской войны: 6 марта 1918 года шведский граф Эрик фон Русен подарил белой армии Маннергейма первый самолет со свастикой на борту. Приказом главнокомандующего эта эмблема вошла в символику и нагрудные знаки молодой республики. Позже эта эмблема стала символом финских ВВС и танковых войск. По условиям мирного договора после окончания После Второй Мировой войны от свастики финской авиации пришлось отказаться - уж слишком одиозный символ. Сегодня эмблема Воздушных сил Финляндии - нейтральный бело-синий круг, повторяющий цвета национального флага.

5. Впрочем, здесь все не просто. В 2005 году французская газета Le Mond обратила внимание на то, что на флаге финских военно-воздушных сил, который Тарья Халонен вручала Лётному училищу ВВС Финляндии - изображена свастика. Согласно разъяснению на сайте Сил обороны Финляндии, свастика как древний символ счастья финно-угорских народов - строго вертикальна и никакого отношения к немецкому косому кресту не имеет.
Так или иначе, знак мрачный и вызывает не лучшие ассоциации.

6. Ангар кажется огромным. Так и есть, помимо летательных аппаратов, он вмещает в себя двигатели и отдельные части механизмов, оборудования. В отдельном зале – раритетные карты, личные вещи и предметы быта финских летчиков. Фотографии. На мониторах – документальная хроника. На стенах – тематические живописные работы.

7. Украшение экспозиции – огромный американский «Дуглас»

8. Martinsyde F.4 Buzzard

9. De Havilland DH.60 Moth - британский двухместный биплан, выпускавшийся в 1920-х годах de Havilland Aircraft Company. Один из первых массово выпускавшихся самолётов.

10. Foke-wulf fw 44 j stieglitz - немецкий двухместный биплан, известный как «Щегол». 1930-е

11. Fokker В.XXI - разработан в 1936 году на заводе компании Fokker в Южном Амстердаме. С начала 1939 года финны развернули лицензионную постройку D.XXI на государственном авиазаводе «Валтион лентоконетехдас» в Тампере. К началу Зимней войны именно этот самолет оказался основным и новейшим истребителем финских ВВС.

12. Знаменитый Messerschmitt bf.109. Истребитель, состоявший на вооружении люфтваффе и ВВС различных стран около 30 лет. В зависимости от модификации использовался в качестве истребителя, истребителя-перехватчика, высотного истребителя, истребителя-бомбардировщика, самолёта-разведчика. Являлся основным истребителем люфтваффе на протяжении всей Второй мировой войны. Является одним из самых массовых самолётов в истории, уступая лишь штурмовику Ил-2.

13. VL Pyörremyrsky (Ураган) - финский истребитель, разработанный в 1942 году. Самолёт получился очень скоростным и маневренным, однако разрыв с немцами, происшедший в сентябре 1944 года, не позволил начать его испытания в годы войны. Только после завершения войны "Pyorremyrsky" показал себя во всей красе. На испытаниях, проходивших с 20 ноября 1945 года, он показал максимальную скорость 645 км\ч, при выполнении полного виража за 22-23 секунды, что было лучше чем у "мессера". Тем не менее и здесь программа завершилась неудачей. Самолёт страдал так называемыми "детскими болезнями", на устранение которых понадобилось довольно долгое время. Полностью испытательный цикл был пройден в 1947 году, после чего "Pyorremyrsky" передали в ограниченную эксплуатацию в одну из вспомогательных эскадрилий. С наступлением эры реактивной авиации интерес к истребителям с поршневыми двигателями резко пошел на убыль. Заказов на постройку "Pyorremyrsky" не последовало. Свою карьеру единственный прототип закончил спустя 6 лет - в 1954 году, налетав в общей сложности всего 27 часов. Сначала его поставили на временное хранение, а в 1971 году передали в Музей Авиации.

14. Link Trainer. Летный тренажер, производившийся в период с начала 1930-х и начале 1950-х годов

15. Ми 4

16. Обломок хвоста советского самолета, сбитого во время Зимней компании

17. Folland Gnat - британский лёгкий истребитель. Использовался Королевскими ВВС с 1959 года, эксплуатация последних самолётов завершена в 1979 году.
«Нэт» поставлялся на экспорт в Индию (где производился по лицензии) и Финляндию.

18. Saab 91 Safir - трёх- или четырёхместный учебный самолёт, производившийся в Швеции и компанией De Schelde в Голландии. Свой первый полет совершил в 1945 году.

19

20

21

22

23

24


Journal information