Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Сложно организованный примитив

Примитив от Нико Пиросмани


Примитив, он же наив – это искусство, которое делает, грубо говоря, самоучка.
И, что важно, по-другому он делать не может.
Примитивизм – это искусство, которое делает профессионально обученный человек.
Просто он подражает примитиву, но может делать и по-другому.



74816_294x224 (1).jpg

Нико Пиросманашвили (1862-1918) – естественно примитив. учился разве что у бродячих
живописцев без профобразования, изготавливающих вывески и рекламные сообщения различного
формата для лавок и духанов (грузинских трактиров).
Пиросманашвили – это фамилия, Пиросмани – прозвище.



74816_pivnaya.jpg

Вывеска пивной Закатала


Примитивизм как метод или как составляющая метода присутствовал практически во всех
направлениях авангардизма, что заставляет обратиться к первоисточнику этого самого
примитивизма, т.е. к примитиву. Мастера авангардизма не только использовали примитив
как источник вдохновения, но и вводили его в контекст современного им искусства –
выставляли наивных художников на своих выставках, как, например, кубисты – Таможенника
Руссо или сюрреалисты – Луизу Серафин, откуда эти художники попадали в разные альбомы
и книжки про авангардизм.
Возникает закономерный вопрос – что такого замечательного находили изощренные авангардисты
в работах наивных художников? Прежде всего – неиспорченный культурой и профобразованием
взгляд на мир.



Женщина с бокалом пива.jpg

Женщина с бокалом пива


Помните знаменитое «сбросить Пушкина с корабля современности»? Это кричал кубо-футурист
Маяковский. Кубист Вламинк предлагал совершить еще более масштабное действо – сжечь Лувр.
Они, конечно, таким жестоким образом высказывали добрую мысль о том, что искусство
заакадемизировалось, стало набором приемов и штампов, что его нужно радикально обновлять
– чем они и занимались – а для этого надо начать все сначала. И тут, прямо у них под
боком, обнаруживаются такие замечательные работники холста, масла и кисти, которые
практически ничего не знают о ненавистных авангардистам проблемах. Ну, разве что с
репродукций пытаются что-то срисовывать. Конечно, это находка.



74816_medved.jpg

Белая медведица


Пиросмани нашли в Тифлисе деятели русского авангарда братья Зданевичи и примкнувший к
ним Михаил Ле-Дантю, в результате чего четыре его работы были выставлены в Москве на
футуристической выставке «Мишень». А до этого Пиросмани как художник был известен
только хозяевам и посетителям лавок и особенно – духанов.



74816_magazin.jpg

Татарский фруктовый магазин


По их скудным, как всегда бывает, воспоминаниям, Пиросмани был человеком гордым,
вспыльчивым – Князем звали, да! – и неуравновешенным. Склонным к импульсивным и
непрактичным поступкам. История про «млн, млн, млн алых роз», скорее всего, истинная.
Пиросмани недолго на паях с одним грузином держал то ли молочную, то ли зеленную лавку
и продал ему по дешевке свою долю, чтобы купить воз цветов для гастролирующей в Тифлисе
цирковой акробатки Маргариты.



74816_margarita.jpg

Маргарита


Маргарита воз приняла, даже съездила с Пиросмани погулять в Ортачала – был тогда в
Тифлисе такой веселый район ресторанов и публичных домов. Потом свалила – дальше
гастролировать.



Медведь в лунном свете.jpg

Медведь в лунном свете


Таким образом, несмотря на удаленность своего проживания от Парижа, Берлина и Москвы,
Пиросмани обладал некоторыми чертами, свойственным представителям авангардистской богемы,
по крайней мере, на начальном этапе карьеры. В данном случае – это диковатые, с точки
зрения обывателя, но красивые выходки. А еще – практически непрерывная бедность,
отсутствие постоянного места жительства (иногда он ночевал даже в духанах), пьянство
с перетеканием в алкоголизм (всегда работал, слегка выпивая, ну, а уж после работы…)
и ощущение себя профессионалом (кроме недолгих доходов от лавки и недолгой же работы
кондуктором на железной дороге Пиросмани всегда жил на доходы от своего искусства).



Черный бык.jpg

Черный бык


В последнем пункте есть отличия от богемы. Пиросмани почти не писал не на заказ. А заказы
эти были – вывески, простенькая реклама, портреты групповые и индивидуальные, росписи
стен в духанах и для духанов же разная красота типа животных, ортачальских девиц,
жанровых сцен, пейзажей, натюрмортов и даже исторической картины. Короче, тут есть
все нормальные классические жанры. И несколько больше.



74816_magazin.jpg

Горный дух Шет помогает князю Барятинскому поймать Шамиля


Стиль Пиросмани происходит из двух основных источников – общегрузинской наивной городской
живописи и церковных средневековых фресок. К первой его приобщили, бродячие носители
профессиональных тайн, вторые были почти на каждом углу. И качество их было очень высокое
– не надо забывать, что Грузия в средние века входила в т.н. Византийский круг, и
культурное общение с метрополией было у нее очень насыщенным.



74816_naturmort.jpg

Натюрморт


Как всякий наивный художник, Пиросмани чаще всего писал то, что знает, а не то, что видит.
Т.е. снег у него - белый, трава – зеленая, а небо – синее. Хотя намеки на светотеневую
моделировку и всякие рефлексы у него есть. Анатомии он не знает, пропорции –
приблизительны. С линейной перспективой у Пиросмани есть настолько большие проблемы,
что лучше о ней не вспоминать. То же самое – со световоздушной, т.е. ее нет вообще.
Таким образом, непонятно, о каких достоинствах тут можно говорить.



Верблюд.jpg

Верблюд


Но это все с точки зрения академической живописи. А с точки зрения авангардизма – все
это как раз достоинства и есть, особенно, если к этим нарушениям классических правил
добавить выразительность и цельность. А уж этих-то штук у Пиросмани хватает. Т.е. он
хоть и неклассическими средствами пользуется, но добивается того, чего хочет.

«Я так хотел сделать, и у меня получилось», - одна из немногих его сохранившихся фраз.
Возьмем для примера какой-нибудь из его многочисленных кутежей.



74816_pir.jpg

Кутеж пяти князей


Ну, конечно, прежде всего – монументальность. Это у Пиросмани - от фресок. Ничего лишнего.
Силуэты – обобщенные, деталей – мало, цвета – локальные, т.е без полутонов. Композиция -
точно такая же, какая существует в огромном количестве «Тайных вечерь» вплоть до
леонардовской, притом что люди так за столом обычно не сидят, в смысле, чтобы передняя
часть стола никем не была засижена. Но таким образом усиливается эффект репрезентативности
– все персонажи обращены к зрителю лицом, поэтому категорией «как в жизни» можно пренебречь.
Леонардо и прочим мастерам высокого искусства приходилось прибегать к разным кунштюкам,
чтобы сюжетно оправдать такую композицию, а Пиросмани – нет. И дело не в том, что он не
знает, в каком порядке располагаются пьющие люди за столом – он-то, как раз, хорошо знает
- а в том, что он не знает правил. И располагает персонажей так, как ему надо для
достижения большей выразительности.
Далее. Композиция – симметрична, соответственно, устойчива. Персонажи не двигаются, движений
нет вообще. На столе – минимум аксессуаров. Фон – неопределенный, но хорошо выделяющий
фигуры. Сами фигуры расположены ритмично. Цветов – мало. Выделяется ударное сочетание
черного с красным.
Все перечисленное работает на то, чтобы банальная пьянка - при всех достоинствах грузинского
застолья – предстала как торжественный и важный, практически, религиозный ритуал, который
находится вне времени и вне конкретного пространства. Это уже не жанровая сцена, это
практически памятник трапезе – сакральному мероприятию в любой традиционной культуре.



74816_mishka.jpg

Черный медведь


Кстати, черный цвет здесь – это цвет клеенки, на которой написано большинство работ
Пиросмани. И, скажу я вам, нет большего заблуждения, чем думать, будто клеенка эта
снята со стола в духане. Ну, типа по причине полной нищеты творца. Пиросмани, как
профессионал, очень трепетно относился к средствам производства. Кисти и краски покупал
в магазине для настоящих художников («Надо же, - говорил его владелец, - простой маляр,
а краски всегда покупает дорогие»), а кленку использовал особую, для промышленных целей
произведенную. Пиросмани в ней нравилась фактура – пупырчатая или морщинистая, и цвет.
Поэтому его технику можно назвать живописью наоборот – не темное на светлом, а, опять
же, наоборот.


Такой цвет основы позволял ему, как здесь, обозначить важные вещи небольшим количеством
мазков, оставив без ущерба для картинки большие участки непрописанными, что вписывалось
в его скупой на средства стиль.
Пиросмани при всей своей необученности прекрасно умел передавать фактуру.



74816_drova.jpg

Продавец дров


А еще Пиросмани иногда писал пальцами –другие наивные художники обычно стремятся подражать
профессиональным художникам, а те, с их точки зрения, всегда пишут кистью. Зато знаю,
что пальцами писал старый уже Тициан, когда входил в раж и кисть оказывалась недостаточна
для его темперамента. И писал Пиросмани быстро, «пока чокались», практически никогда
ничего не переделывая.



Женщина с цветами и зонтиком.jpg

Женщина с цветами и зонтиком


Еще немного о самом Пиросмани.

После того, как его работы были выставлены в Москве, Пиросмани стал приобретать кое-какую
известность и вышел за пределы мира духанов и лавок. О нем вышло несколько статей – в
Москве и Тифлисе, потом в Тифлисе же, в мастерской Кирилла Зданевича, прошла его
однодневная выставка. В 1916 его пригласили в Общество грузинских художников. С ним
стали искать знакомства молодые, и, в будущем, знаменитые художники, вроде авангардиста
Давида Какабадзе и символиста Ладо Гудиашвили. Появились даже коллекционеры его работ.



Девочка с шариком.jpg

Девочка с шариком


Но он все равно вскоре умер, больной и голодный, пролежав три дня в подвале дома на
Молоканской улице. «Отек легких. Гипертрофия сердечной мышцы. Застойная печень.
Атрофия селезенки. Хроническое воспаление почек (нефрит)», - это из протокола вскрытия.
Он же очень много пил, как и положено настоящему художнику.


Оригинал взят у rama909 в Сложно организованный примитивАвтор: Вадим Кругликов (adindex.ru)





Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments