Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Category:

«Ишак» против «мессера»

«Ишак» против «мессера»


Прочитал мемуары В.Ф Голубева «Крылья крепнут в бою» и сильно задумался над стереотипами Великой Отечественной войны.
Например советским кинематографом и художественной литературой мне с детства был внушен стереотип о том, что солдаты вермахта были сплошь с «автоматами» и «роты автоматчиков» на мотоциклах легко сокрушали советские тылы, охраняемые пешими усталыми бойцами, вооруженными длинными трехлинейками с бесполезными гранеными штыками

Позже, правда, стало ясно, что магазинная винтовка - была основным оружием вермахта до конца войны. Но немец, стреляющий «от пуза» из «шмайссера» просто врезался в сознание!!!
Война в воздухе тоже родила массу мифов.

Например, советский летчик В.Ф. Голубев своим боевым опытом доказал, что кочующее из материала в материал утверждение о том, что И-16 «ишак» был крайне устаревшим самолетом – не соответствует действительности.

Я давно наблюдаю в описаниях «железячников» одну интересную особенность: Описывая, например, МиГ-3, они сообщают, что самолёт был очень быстр, особенно на больших высотах, но недостаточно маневренен. Поэтому проигрывал «мессерам».
А вот И-16 был очень вертким, но имел недостаточную скорость. Поэтому тоже проигрывал «мессерам».

Это напоминает индейскую легенду о сотворении людей – решил бог создать людей, вылепил их из глины и поставил в печь, обжигать. Первых он недодержал – получились бледнолицые, вторых передержал – получились негры, а третьи вышли в самый в аккурат – мессершмитами, тьфу, индейцами…
Голубев летал на И-16 и сбивал немецкие самолёты даже в 1944 году. Причем не только «Эмили», но и «Фридрихи». И не новичков, а асов. Почитать об этом можно тут. Потом он так же сбил два новейших «Фокке-Вульфа». Тоже на И-16.

По мнению Голубева под Лениградом, над Ладогой применение гитлеровцами «свободных охотников» на «Фридрихах» повергло советских летчиков в уныние и депрессию.



Но правильное применение И-16 быстро свели на «нет» успехи «охотников».
Голубев на причинах всего этого рассуждает, но, не акцентировано.
Я хочу перечислить их сжато.

Хотя считается, что технические характеристики самолета и навык пилот имеют решающее значение в воздушном бою, это не совсем верно.
Не меньшее значение имеет тактика применения авиации и управление. По мнению Голубева «охотники» добивались успеха, когда советские самолеты возвращались на аэродром с задания. Они выныривали из облаков, наносили удар и уходили опять в облака, не ввязываясь в бой.
Странно, что никто из командования не задумывался как немцам это удается. Ведь если бы они постоянно дежурили над аэродромом, их бы замечали, вступали в схватки, где верки И-16 имели бы высокие шансы на победу.

Только после войны Голубев узнал, что немцы наводили «мессеры» на возвращающиеся самолеты по радару. Вот тебе и «свободная охота».
После того, как на И-16 13-го ИАП Балтфлота, в котором служил Голубев, были поставлены радиостанции, а на участке фронта – радар. Потери люфтваффе резко возросли, несмотря на то, что его противником оставался тот же И-16.



Ещё одна причина неоправданных потерь РККА о которой четко говорит Голубев – неправильная организация звеньев. В ВВС РККА была принята организация звена из трех самолётов. В реальном бою, третий всегда оказывался лишним. Он не помогал, а мешал. И, чаще всего, оказывался сбитым.
Первыми это поняли в 13 –м ИАП Балтфлота летчики Антоненко и Бринько. Они уговорили командира и по собственной инициативе, вопреки уставу, летали парой на И-16. И действовали очень успешно, сбив за короткое время массу немецких и финских самолётов.
Финны даже были вынуждены создать специальную группу из асов на американских истребителях, чтобы бороться с ишаками Гангута (Ханко). Но понесли потери и встречаться в небе с ишаками расхотели.

Это очень интересный момент: финны в годы второй мировой войны наприписывали себе неисчислимое количество побед. СССР вел масштабную войну и кто сбил наш самолёт финн или немец в небе над Балтикой историку проверить практически невозможно.
Зато там где советские летчики подсчет победам вели, внезапно оказывается, что финские асы были не ахти, что сбивали их за милую душу, а когда они не имели превосходства – они вообще отказывались летать – доверяя спор за небо немцам и русским.

Так вот Антоненко и Бринько начали летать парой, но прошло еще очень много времени когда на четные звенья перешли все ВВС РККА.

Ну и еще об одной проблеме ясно говорит Голубев – групповая тактика. В 13-м ИАП БФ тоже как и в других истребительных полках поначалу практиковали одноуровневое построение самолетов в воздухе, а при нападении мессеров использовали «оборонительный круг».
Это была порочная тактика, которая вела к большим потерям.

Позже в истребители Балтфлота И-16 оснащенные радиостанциями, наводимые по радиолокатору, использовали атакующую тактику и успешно сражались на И-16 даже в 1943 году!!!
Факт того, что люфтваффе не смогло сорвать ни одной навигации на Ладоге говорит о том, что здесь наши ВВС оказались на высоте.

И Ленинград выстоял.

Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments