Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Category:

Традиция и цивилизация



Британское издание Daily Mail рассказала о том, как в Африке традиция сталкивается с современными реалиями, опубликовав о том, как в Намибии женщина из племени Химба посещает местный супермаркет.

44-летний шведский фотограф Бьёрн Персон делал неподалёку от городка Опуо (Opuwo) фоторепортаж о местном животном мире. У него возникла потребность купить какой-то снеди и он зашёл в магазин. От увиденного он буквального остолбенел.


Между стеллажами с современными продуктами спокойно шла молодая женщина в традиционной одежде племени Химба. Если конечно можно назвать одеждой то, во что она была облачена.



На женщине была набедренная повязка (мини-юбка, как сказали бы мы) из козьих шкур, традиционные шейные украшения, а волосы при помощи грязи уложены в толстые косы с распушёнными кончиками. Тело было покрыто чем-то вроде крема из смеси жира и пепла – так Химба защищают своё тело от солнца.



Фотограф протёр глаза. А потом стал делать снимки.

Женщина продолжала спокойно складывать в тележку нужные ей товары, не обращая внимания на фотографа. А за спиной у неё сидел (спал) её ребёнок в чём-то вроде люльки-рюкзака из козьих шкур. Именно так женщины Химба в Намибии носят своих детей.



Это не был какой-то специальный трюк для туристов. Как рассказали Бьёрну Персону, Химба ведут настолько традиционный образ жизни, что не считают нужным подстраиваться под цивилизацию своим внешним видом.

После этого случая Бьёрн Персон решил побывать в гостях у Химба.



Точная численность Химба неизвестна. Предположительно, она составляет 50 тыс. человек, проживающих на севере Намибии и – через реку Кунене – в соседней Анголе. Химба – последние представители полукочевого населения Намибии, говорящего на языке гегеро.

Химба сохранили свои традиционные верования в том числе культ предков и ритуалы, связанные со священным огнём (окоруво), которые считаются важным связующим звеном между миром живых и загробным миром. Священный огонь поддерживается пока жив глава племени. Когда же он умирает, его дом разрушают, а огонь тушат. Его семья всю ночь совершает ритуальные танцы. Перед похоронами вождя все говорят ему: «Karepo nawa», что можно перевести как «не болей».



Основной вид занятия Химба – скотоводство, преимущественно овцы козы.



В 1980-е из-за засухи Химба потеряли около 90% стад, после чего многие из них превратились в беженцев или присоединились к военизированным подразделениям. Это не единственная трагедия в истории Химба.

В 1904 году Химба подверглись широкомасштабному геноциду, который устроил немецкий генерал фон Трот, который был главнокомандующим в германской Юго-Западной Африке.

На фото: немецкие колониальные войска в Юго-Западной Африке, 1900-е года.


Геноцид был организован в ответ на восстания племён гереро (одной из составляющих которых были Химба), в ходе которого было убито 120 немецких колонистов, в том числе женщин и детей. Восставшие были разгромлены и частично вытеснены или переселены в засушливые полупустынные районы, где многие погибли. А большинство оставшихся были помещены в концентрационные лагеря, где выполняли тяжёлые работы, которая приводила к высокой смертности. Так что первые немецкие концлагеря появились, когда Генриху Гиммлеру было всего 4 года от роду. Единственной «новацией» нацистов в этом вопросе стало то, что они развернули концлагеря уже для населения Европы.



Сегодня о тех мрачных временах уже ничто не напоминает. Химба живут своей традиционной жизнью. Женщины Химба выполняют более трудоёмкую работу, чем мужчины, например носят воду в село, осуществляют другие хозяйственные работы. Мужчины же в основном заняты выпасом скота.



Мужчины и женщины носят традиционные наряды, которые лучше всего соответствуют той окружающей среде, в которой они живут.



Однако они не отказываются от тех благ цивилизации, которые считают полезными для себя. Поэтому не видят ничего плохого в том, чтобы иметь мобильные телефоны или посещать ближайший супермаркет. При этом форму одежды они не меняют. А зачем?

Но цивилизация наступает. На реке Кунене – главной водной артерии Химба – планируют построить гидроэлектростанцию. В результате строительства большая часть земель Химба будет затоплена. Но тут вопрос открытый. Что лучше – электрифицировать огромный регион или оставить всё как есть, сохраняя возможность Химба вести и дальше свой образ.

Это вечный вопрос: что первично – традиция или прогресс? Каждый на него отвечает по разному. Но Химба точно стоят за традицию.


На фото: Фотодокументалист Бьёрн Персон с членами племени Химба.
Традиция и цивилизация

(в посте использованы фотографии Бьёрна Персона, опубликованные на сайте dailymail.co.uk; фото кликабельны)


Subscribe

promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments