Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Назад В СССР: культ советских вещей на Западе



В СССР не знали слова «бренд». Но это совсем не значит, что в СССР не было своих брендов. Некоторые их них даже стали «культовыми» на Западе.



Водка Stolichnaya


«Stoli», - так ласково называют водку «Столичная» в англо-саксонском мире. «Роман» жителя Дикого Запада с русской водкой начался в самый разгар холодной войны. В 1954 году на одной из престижных алкогольных выставок было проведена «слепая» дегустация нескольких марок водки из разных государств. Эксперты почти единодушно выбрали эталоном образец, который оказался «Столичной» водкой. Надо сказать, что по оценкам Stoli значительно обошла, являвшуюся на протяжении многих лет эталоном, «эмигрантскую» водку Smirnoff.

Затем были золотые медали сразу на двух международных выставках и начало экспорта в США. Однако подлинная страсть между Stoli и западным потребителем возникла в буйные 1970-е. Stolichnaya провела тогда очень убедительную рекламную кампанию со слоганом Only vodka from Russia is genuine Russian vodka! («Только водка из России — настоящая русская водка!»).


Автомат Калашникова (АК)


Пожалуй, самый узнаваемый «товар» с маркировкой Made in USSR. Его бы можно было назвать Apple в мире автоматического оружия. Даже американские специалисты признавали более высокую боевую эффективность «Калашникова» в сравнении с аналогами, сделанными в странах НАТО. В 1960-1970-ых годах АК стал настоящим культом в так называемых странах третьего мира, ведущих вооруженную борьбу за независимость. Именно тогда в обиходе появился термин Kalashnikovization. Автомат Калашникова еще знаменит тем, что был включен в герб Мозамбика.

Caviar. Черная икра


Когда советскому человеку выпадал жребий отправляться на чужбину, он знал, что должен взять с собой лишь две вещи - водку и черную икру - белое и черное! С помощью двух этих русских специалитетов можно было получить преимущество на деловых переговорах, соблазнить самых недоступных дам, завербовать даже самого непроходимого антикоммуниста.
Эффективность этого гастрономического тандема носила какой-то мистический характер. Для многих западных граждан в этом оккультном гастрономического тандеме был заключен вкус СССР. Единение этих двух вкусовых противоположностей давало мистический эффект: комбинация этих ярких, крайне противоположных вкусов, воплощала собой весь советский шик.

Urals


Марка советской (сегодня – российской) нефти. Один из главных «кормильцев» страны в 1970-1980-е годы: так, только в благополучном 1978 году экспорт нефти дал в конвертируемой валюте 5,5 млрд. долларов из всего торгового экспорта СССР в 13,2 млрд. долларов. Большинство советских людей даже не подозревало, что у советской нефти есть свое имя. Зато об этом знали все мировые трейдеры и американские политики, которые сделали все, чтобы опустить цены на нефть.

Дело в том, что в отличие от арабской и норвежской нефти сорта Brent, себестоимость добычи советской нефти была достаточно высока - примерно 5 долларов, поэтому рентабельность продаж Urals составляла не менее 10 долларов. В 1986 году, путем манипуляций на рынке, нефть упала ниже 10 долларов, и СССР оказался в «штопоре»...

Lada


Почему название Lada было предложено в качестве экспортного «нейминга» «Жигулей», остается тайной. От советского названия отказались из-за ассоциаций с французским словом «жигало». Кто не знает, Лада - это славянская версия Венеры. Об этом знали только узкие специалисты-фольклористы, и совсем уж не догадывались потенциальные западные автомобилисты.

Скажем, в английской языковой стихии, слово Lada практически идентично слово «lad» (пацан, парень, братан). Любопытно, что в середине 1980-х годов в Великобритании, в молодежной неформальной среде, возник феномен так называемой lad-культуры (laddism), из которой, кстати, вышли модные сегодня хипстеры.

«Крутость» лэдов заключалась в коллективных походах на футбол (с драками с фанатами других команд), культе секса и пива, дэнсинге в клубах и особом стиле в одежде. К концу 1980-ых laddism стал самым массовым культом у британской молодежи, а Lada достигла пика продаж в Великобритании. Популярность советской марки была такой, что создавались клубы фанатов Lada Samara и Lada Niva. А последняя даже была «взята на вооружение» британской полиции.

Фотоаппарат Zenit


Сегодня бытует мнение, что советcкие гаджеты значительно проигрывали в качестве аналогичным западным. Это не так! Ярким примером здесь является фотоаппарат Zenit от Красногорского механического завода, который стал настоящим мировым бестселлером. Мало кто знает, что «Зенит» серии Е стал самой массовой зеркальной камерой в мире. А в 1979 году престижный британский журнал What camera? признал Zenit EM лучшим фотоаппаратом года.
Назад В СССР: культ советских вещей на Западе
Subscribe
Buy for 30 tokens
Часы Судного дня – проект журнала Чикагского университета "Бюллетень учёных-атомщиков" ( Bulletin of the Atomic Scientists ) , начатый в 1947 году создателями первой американской атомной бомбы. Периодически на обложке журнала публикуется изображение часов, с…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments