Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Не вписался в поворот

Не вписался в поворот
zis101slide005

Сегодня - 100-летний юбилей первого в России крупного автомобильного завода АМО, он же ЗИС, он же ЗИЛ. 2 августа 1916 года, в разгар Первой мировой войны, после торжественного молебна был заложен первый камень на месте будущего автогиганта. Правда, нынешний юбилей можно совместить с поминками, поскольку пару лет назад завод закрылся, чуть-чуть не дотянув до своего 100-летия. Как сейчас принято говорить в подобных случаях, он не вписался в рынок.

На месте снесенных в прошлом году цехов уже во-всю возводят жилые апартаменты, в которых цена квадратного метра начинается с трех тысяч долларов. Конечно, жаль, что предприятие, когда-то выпускавшее по 200 тысяч машин в год и считавшееся гордостью советской индустрии, умерло, не выдержав конкуренции. Можно ли было этого избежать, держа завод "на плаву" за счет государственных субсидий, и был ли в этом смысл? Честно говоря, не знаю. А на заставке - первый советский лимузин представительского класса ЗИС-101 под весьма символичным логунгом. У него, кстати, тоже в этом году юбилей, опытный образец этой машины появился ровно 80 лет назад.

discussion-amo-plan

Промышленники братья Рябушинские в начале 1916 года осматривают место возведения будущего завода АМО, на котором в уже следующем году планировалось начать выпуск лицензионных копий итальянских полуторатонных грузовиков FIAT-15ter под обозначением АМО-Ф-15. "Ф" обозначало "Фиат", а 15 - год выпуска прототипа.

fiat-15-ter-01

FIAT-15ter - прообраз первого российского крупносерийного грузовика.

0_17163e_f06739db_XXXL

Завод возводился "большевистскими" темпами, хотя и без большевиков. Уже через год после закладки он был готов на 70%, а в готовых цехах шла отверточная сборка "Фиатов" из итальянских машинокомплектов. До конца 1917 года успели собрать 432 штуки, а в следующем году - еще 772. На снимке - строительство литейного цеха.

021_Pervyj sovetskij gruzovoj avtomobil AMO

1 ноября 1924 года на АМО был собран первый советский грузовик, целиком состоящий из отечественных узлов и деталей. По конструкции это был тот же "Фиат" с небольшими изменениями, потому и название осталось прежним - АМО-Ф-15.

1457697044_1

Первый советский автобус, построенный на шасси АМО. Интересно, что он появился даже раньше грузовика, в начале августа 1924-го. Но в дальнейшем эта модель, плохо подходящая для нашего климата, не выпускалась. Вместо нее запустили в серию модификацию с закрытым кузовом.

031_Pervye_avtomobil_AMO

Сборка грузовиков на заводе АМО.

ba-27

На базе АМО-Ф-15 с 1927 года выпускались первые советские серийные бронеавтомобили БА-27.

1

С 1937 года завод АМО, переименованный в ЗИС (Завод имени Сталина), помимо грузовиков, выпускал элитные лимузины и кабриолеты. Эта специализация сохранялась за ним вплоть до недавних времен. Последний бронированный лимузин был собран в 2005 году по заказу В.В. Жириновского. Но потом "вождь" ЛДПР почему-то аннулировал заказ и машину выкупил кто-то другой, чье имя не разглашается.

ZIL_1137

В 2014 году начался снос корпусов ликвидированного предприятия. Так выглядела территория ЗИЛа год назад.

Комплексная_застройка_территории_ЗИЛа_(июль_2016)

Так она выглядит сейчас.

00019

А примерно так, согласно планам строительства жилого комплекса "Зиларт", она будет выглядеть через пару лет. Кто-то называет это деиндустриализацией, а кто-то - наступлением постиндустриального общества.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
Сложились обстоятельства, при которых я вынужден выставить на продажу квартиру в которой прошла моя юность. До этого мы семьей жили в пятиэтажке, которую до сих пор так и не снесли. Когда устали ждать расселения, родители челночниками поехали в Югославию, закупились там техникой и прочими…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments