Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Categories:

КОГДА ХУДОЖНИКИ БОРОЛИСЬ ЗА ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО

КОГДА ХУДОЖНИКИ БОРОЛИСЬ ЗА ОЛИМПИЙСКОЕ ЗОЛОТО
Когда-то давно вы могли бы выиграть олимпийскую медаль в конкурсах искусства. Художественные конкурсы являлись частью современных Олимпийских игр с 1912 по 1948 г. Медали вручались за художественные работы, имеющие непосредственное отношение к спорту и разделенные на пять категорий: архитектура, литература, музыка, живопись и скульптура. Да, действительно, вы могли покинуть Олимпиаду с тяжелым сувениром на шее за лучшую скульптуру греческого борца или лучший акварельный пейзаж гребных лодок на рассвете.

История
Это была большая мечта основателя Международного олимпийского комитета (МОК) Пьер де Кубертена - объединить искусство и спорт. В статье Revue Athlétique (1891 г.) он сожалеет о том, что профессиональные спортсмены потеряли чувство эстетики к красоте классических авторов и предлагает соревнования по литературе среди спортсменов. В мае 1906 года на заседании МОК в Париже Кубертен читает лекцию под названием «A Grande Marriage», где подчеркивает необходимость восстановления связи «мышц и разума», тем самым приблизиться к идеалу древнего грека.

Письмо Пьера де Кубертена, 1906г.
Эта инициатива получила поддержку не сразу. Только на V летних Олимпийских играх 1912 года в Стокгольме (Швеция) художественные конкурсы впервые вошли в программу. Число участников было небольшим — всего 35, тем не менее награждения медалями состоялись по всем категориям. Интересно, что золотую медаль по литературе выиграл сам Пьер де Кубертен за «Оде спорту», выступавший под псевдонимом Джордж Хохрод и Мартин Эшбах. Шепнули ли судьям про настоящего автора, уже никогда не будет известно.

Барон Пьер де Кубертен — золотая медаль по литературе на V-ой летней Олимпиаде 1912 года в Стокгольме за "Оде спорту"

"Ода спорту"
VI летние Олимпийские игры в Берлине были отменены по причине Первой мировой войны. На VII летних Олимпийских играх 1920 года в Антверпене художественные конкурсы, хотя и входили в программу, имели скорее характер параллельного мероприятия, не привлекая к себе особого внимания. Но такое отношение изменилось четыре года спустя в Париже, где не менее 193 художественных работ было представлено для оценок жюри. Значение художественных конкурсов значительно возросло на IХ летних Олимпийских играх 1928 года в Амстердаме. Городской музей (Амстердам) выставил более 1150 экспонатов, не считая работ по литературе, музыке и архитектуре. Четыре из пяти категорий были разделены на подкатегории. Художникам разрешалось продавать свои произведения после закрытия выставки, что было довольно спорным, учитывая правила МОК. Из-за Великой депрессии и удаленности Лос-Анджелеса на Олимпиаде 1932 года участников было меньше, чем в 1928 году. Однако на художественные конкурсы это не повлияло. В общей сложности 384 000 посетителей посмотрели выставку в Лос-Анджелесе в Музее истории, науки и искусства. Художественные конкурсы на Олимпиадах 1936 и 1948 годов публика также принимала с одобрением, независимо от уменьшения числа участников. Но на конгрессе МОК в 1949 году обсуждался доклад, согласно которому практически все участники художественных конкурсов были профессионалами, занимающимися искусством за деньги, что не соответствовало любительскому статусу Олимпиад. Поэтому соревнования решено было заменить на выставки без наград и медалей. Это вызвало ожесточенные дебаты в рамках МОК. В 1951 году МОК решил вновь вернуть художественные конкурсы в программу XV летних Олимпийских игр 1952 года в Хельсинки. Однако финские организаторы отказались от этой идеи под предлогом недостатка времени на подготовку.
На конгрессе МОК в 1954 году окончательно решили заменить художественные конкурсы выставками. Попытки пересмотреть этот вопрос оказались безрезультатными. Тем не менее, в Олимпийской хартии прописаны дополнительные обязательства для организаторов — включать в программу Олимпиад культурные мероприятия, чтобы «способствовать развитию взаимопонимания, дружбы и гармоничных отношений между участниками и зрителями».

Конкурсы
Конкретные детали проведения художественных конкурсов видоизменялись с 1912 по 1948 годы, но основные правила оставались прежними. Все заявки должны были вдохновляться спортом и быть оригинальными, до Олимпийских игр их не разрешалось где-либо заранее обнародовать. Как и в спортивных состязаниях, в художественных конкурсах предусматривались награды золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. Авторам разрешалось представлять несколько своих произведений, но число их было ограничено. Теоретически для участника существовала возможность выиграть несколько медалей в одной и той же категории.
Так, с 1912 по 1948 год существовала категория «Архитектура». В 1924 году к ней добавился литературный конкурс, а в 1928 и 1948 годах эту категорию разделили на «Драму», «Лирику» и «Эпос». Согласно правилам, работы, представленные в категории «Литература», должны были содержать не более 20 тысяч слов и сопровождаться переводом на французском или английском языке. Кроме того, с 1932 года существовал музыкальный конкурс. В 1936 году категорию разделили на подкатегории: «Оркестр», «Инструментальная музыка», «Соло, Хор». С появлением конкурсов искусств существовала и категория «Живопись», которую в 1932 году разделили на «Картины», «Рисунки», «Акварели» и «Гравюры». Позже добавились подкатегории «Рекламная графика», «Печатная графика» и «Офорт» (разновидность гравюры на металле). Примечательным стал тот факт, что участие в VIII летних Олимпийских играх 1924 года принимали три художника из Советского Союза, в то время как на официальном уровне СССР игнорировал Олимпийские игры, считая их «буржуазным» мероприятием. Скульптурный конкурс также разделили на две подкатегории — «Статуя» и «Рельеф», а позже к ним добавились ещё две — «Медали» и «Спортивные значки». В конкурсах участвовали не только художники, архитекторы, скульпторы, но и участники спортивных соревнований Олимпийских игр. Например, американский стрелок Уолтер Уайнэнс участвовал и в конкурсе скульптур, а венгерский пловец Альфред Хайош стал призером в категории «Архитектура».

Награждённый золотой медалью проект архитектора Яна Вилса


Скульптура, 1948 год, Лондон. Автор — Густав Нордал из Швеции


Вальтер Винанс, "Американский рысак". Единственный участник олимпиад, который выиграл соревнования по искусству и спорту в один и тот же год.


Рисунок "Регби", 1928 год, Амстердам. Автор — Жан Якоби из Люксембурга


Янг, "Нокдаун", 1932г.


Жан Якоби, "Футбол и регби", 1928г.

Начиная с 2004 года, МОК проводит конкурсы, куда художники могут посылать свои произведения искусства. Медали не выдаются, но есть денежные призы. Кажется, искусство и Олимпиада все еще связаны и сегодня, как и хотел Пьер де Кубертен.
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo karhu53 april 26, 2013 01:35 5
Buy for 20 tokens
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 0 comments