Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

Categories:

Рянгина Серафима Васильевна (Россия, 1891-1955)

Сегодня исполняется 125 лет со дня рождения
Рянгиной Серафимы Васильевны (Россия, 1891-1955)


Серафима Васильевна родилась 13 февраля (25 числа по-новому стилю) 1891 года в Петербурге. Увлечение рисованием привело гимназистку Симочку в широко популярную частную школу-студию на Литейном проспекте, дом № 59, созданную художником, преподавателем Рисовальной школы Общества поощрения художеств, профессором Академии художеств Яном Францевичем Ционглинским (1858-1913).
Часть мастерской в студии занимал рояль, на котором во время занятий Ционглинский играл наизусть Р.Вагнера, Л.Бетховена, Ф.Шопена, Р.Шумана или Ф.Листа, потому что считал, что музыка способствует восприятию самых тонких красочных оттенков. Также в своей мастерской художник устраивал музыкальные вечера, на которые приглашал играть С.В.Рахманинова, И.Сливинского, И.Гофмана и Ф.Бузони. Ян Францевич сыграл немаловажную роль в становлении таких будущих авангардистов, как Михаил Матюшин, Елена Гуро, Волдемар Матвей, Павел Филонов. В том числе и Симочки Рянгиной.





Оригинал взят у kykolnik в Рянгина Серафима Васильевна (Россия, 1891-1955)




Как всегда, «из ничего ничего и не бывает»...





Серафима Васильевна вспоминала, как в детстве любила рисовать жизнь городского дома «в разрезе» - интерьеры комнат, в каждой из которых происходит свое действие. «Я долго находила наслаждение в этой игре — быстро разделять лист и погружаться в мир маленьких людей, живущих быстро и хлопотливо». Позже это детское увлечение трансформировалось в одну из определяющих черт ее искусства.

В 1912 году, выдержав большой конкурс, Серафима Васильевна поступила в Академию художеств, в которой она училась с небольшими перерывами до 1923 года. Там ее учителями были мастера, ярчайшие представители русского реалистического искусства, передвижники П.Е.Мясоедов, И.И.Творожников, В.В.Беляев. Но любимым педагогом был Дмитрий Николаевич Кардовский (1866-1943), сформулировавший своё основное требование к ученикам кратко: «Живописи я не учу, а извольте понять и передать форму».



1920-е




Там же, в Академии, Серафима Васильевна познакомилась со своим будущим мужем, оказавшим на неё столь же сильное влияние, как Ционглинский и Кардовский, Степаном Михайловичем Карповым (1890-1929), уроженцем Оренбурга.






Карпов Степан Михайлович (1890-1929) «Автопортрет» 1926





Образование Степан Михайлович получил до революции; вначале в Казанской художественной школе (1905-1911) у Н. И. Фешина, затем в Академии художеств Санкт-Петербурга (1911-1917, 1921-1922).
До 1923 года он с супругой, Серафимой Васильевной, жил в Оренбурге, и был одним из организаторов краеведческого музея, художественной студии, председателем местного общества художников, а также официальным «живописцем» города.

Большим событием в художественной жизни страны начала XX века было создание в Москве, а затем и в Петрограде Ассоциации художников революционной России (АХРР), продолжавшей традиции передвижников, стоя на позициях реалистического искусства, и ставшей предтечей единого Союза художников СССР. Одним из активных членов АХРР, с первых дней ее создания, были Карпов и Рянгина.

После переезда в Москву Степан Михайлович занял руководящее положение в АХРР. В Москве супруги продолжили упорные занятия в своего рода студии на Бауманской (Немецкой) улице, где работали и братья Яковлевы, Борис и Василий. Кисти Степана Михайловича принадлежит чудесный портрет жены.







Карпов Степан Михайлович (1890-1929) «Портрет жены, Серафимы Рянгиной» 1926

Умер художник 21 марта 1929 года, заканчивая работу над картиной «Арест Пугачёва». В память о муже, Серафима Васильевна подарила это полотно Оренбургу



Она очень много, настойчиво и увлеченно работает с натурой. Десять сохранившихся автопортретов написаны на протяжении 1924 – 1925 годов, их вполне можно считать началом творческого пути художницы. Автопортреты писались с отображения в зеркале «…так как никакая натура не могла бы так упорно и настойчиво во всякое время быть наготове с художником» - пишет в своей автобиографии Серафима Васильевна.

На «Автопортрете при вечернем свете» видно чеканную лепку форм, крепкий уверенный рисунок, умение передать внутреннее состояние героини. Обдуман каждый нюанс изображения: волоски тонкой линии бровей, ресницы, более белесые на концах, седеющие на висках волосы. В подходе к выполнению портрета ощущается характер художницы: она была исключительно строга и взыскательна к себе, обладала огромным трудолюбием.






1925 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Автопортрет при вечернем свете»





АХРР в какой-то мере продолжала традиции передвижников, и это было очень важно для Серафимы Васильевны, сформировавшейся в своеобразного художника-жанриста. В ее первых значительных работах «На кухне» 1925; «В мастерской художника» 1927; «Обед рабочего», 1927 образы простых людей несколько огрублены, с тщательно выписанными деталями, любовно изображенным предметным миром, мастерски переданной материальностью.






1927 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Обед рабочего»





Но вскоре её перестают удовлетворять подчеркнуто прозаические «куски жизни». От передачи бытовых ситуаций она переходит к поискам черт новой действительности. Работы «Красноармейская студия ИЗО» 1928, «Рабочий-изобретатель» 1929, с особой четкостью предметных очертаний, смелыми ракурсами свидетельствуют об упорных исканиях в области композиции.






1928 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Красноармейская студия»



1928 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Ликбез»



1929 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Рабочий-изобретатель»



1929 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Жена»



1924 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Яйцо на тарелке»


Из творческой командировки в Самарканд в 1926 году привезла много работ:


1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Интерьер с тандыром»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Интерьер чайханы»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Полдень в ауле»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Самарканд»



1926 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Старая крепость. Средняя азия»



1923 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт с чайником»



1920-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт»



1920-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт»


Работа из творческой командировки в Баку в 1929 году:


1929 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Резервуары»


1930-е




В 1930-е годы Серафима Васильевна, как и многие другие художники, увлеченные размахом индустриального строительства в стране, ездила на новостройки, работала над индустриальным пейзажем, создавала образы строителей социализма. В 1926 году в Самарканд, в 1927 - Италия и Германия, в 1929 в Баку, 1930 и 1933 годы командировки на Кавказ и в Дагестан; в 1938 - Карелия.






1930 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Шаблонщик Т. Конаков»
1931 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Агитбригада»



1933 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Годен (Призыв в РККА)»
1938 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Красноармейский симфонический оркестр»





Центральная работа «Все выше!» 1934 - родилась в одну из таких поездок на Сурамский перевал. Здесь, на Кавказе, строилась высоковольтная линия электропередачи, и, конечно, воочию можно было наблюдать трудовой энтузиазм молодежи. Счастье вдохновенного, свободного труда, смелость дерзаний - все слилось в одну замечательную гармонию, говорящую о величии и героизме советской эпохи, о юности страны. Здесь появились, наконец, свет, воздух, радостный колорит, чего так не доставало ранним работам художницы.






1934 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Все выше»





В последующий период творчества Серафима Васильевна продолжает повествование о людях труда и по-прежнему ищет сюжеты в путешествиях. С Урала, из Дагестана и Карелии она привозит пейзажи и много портретов. Художницу особенно привлекало разнообразие человеческих характеров. «Доменный цех. Завод Магнезит» 1934; «Ворота в Гунибе» 1935; «Вечер на Пор-пороге» 1936; «Лесорубы» 1937. Кстати сказать, картина «Лесорубы» 1937 была на той, приснопамятной выставке в Сталино 1941 года, которая пропала вся, до последней работы.








1934 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Два транспорта на Сурамском перевале»



1935 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Цех кирпича. Саткинский завод Магнезит»



1936 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Карелия. Пор-Порог»



1939 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Натюрморт»

1940-е




Без устали работала Серафима Васильевна и в военные годы. Сохранились ее замечательные графические листы, посвященные Москве; картина «Подруги» 1945, о девушках - участницах Великой Отечественной войны, стала популярной на долгие годы. В последние годы жизни интересы художницы сосредоточиваются на композиционном жанровом портрете. На своих полотнах она запечатлела ряд советских художников в обстановке их творческих мастерских: «В мастерской скульптора» 1947, «Беседа» 1947, «Дружба» 1949, «В мастерской художника Ю. И. Пименова» 1955







1940-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Интерьер мастерской»
Не это ли работа «В мастерской художника Ю. И. Пименова»?



1940-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Портрет художника Б.Н. Яковлева»



1940-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Ткачиха»



1941 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Дружинница»



1943 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Подарки фронту»



1943 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Раздача подарков на фронте»



1943–1945 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «У эшелона»



1945 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Подруги»



1947 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Беседа» (Б.Н. Яковлев, Н.Я. Белянин, В.В. Крайнев)



1947 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «В мастерской скульптора (И.М.Чайков)»



1948 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Ветка яблони»



1949 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Дружба»

1950-е




Поздние работы Серафимы Васильевны органично входят в общую картину советской живописи 1950-х годов, в которой главное — неторопливый, обстоятельный рассказ — то, к чему всегда тяготела художница.






1950 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Строители колхозной деревни»



1950-е Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Женский портрет»
1952 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) этюд к картине «Доклад агронома»



1953 Рянгина Серафима Васильевна (1891-1955) «Георгины»


Умерла Серафима Васильевна 16 июня 1955 года в Москве.
Погребена на Новодевичьем кладбище, рядом с мужем.




Незадолго до смерти, в 1955 году, Серафиме Васильевне Рянгиной
было присвоено звание заслуженного деятеля искусств РСФСР



Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 30 tokens
Вы вероятно считаете, что вам, как гражданину РФ тоже принадлежат наши недра? Наивный вы человек. Усаживайся поудобнее, мой наивный друг, протирай глаза и читай про одну очень интересную схему. Есть в нашей стране такое государственное АО как «Росгеология», задача которой, в одно…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment