Карл Кори (karhu53) wrote,
Карл Кори
karhu53

1955 год в цвете. СССР — страна на подъёме

В СССР 1955 году завершился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. Дуумвират Маленков-Хрущев распался и последний получил единоличное лидерство.

Маршал Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на митинге в Кашмире во время визита в Индию. РИА Новости, фото Анатолий Гаранин, 1955:



Маленков же в феврале был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.


Оригинал взят у vasily_sergeev в 1955 год в цвете. СССР — страна на подъёме

На этом снимке 1955 года уже экс-премьер Георгий Маленков (в центре) с Анастасом Микояном (слева) на коктейльной вечеринке в посольстве США (фотограф Leonard Mccombe):


Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина:


Высокое разрешение

Тем не менее, в стане уже чувствуются перемены, название которым дала вышедшая в том же 1955-м повесть Ильи Эренбурга "Оттепель". Руководство СССР выступило за прекращение гонки вооружений и нормализацию отношений с Западом. Фактически закончилась самая мрачная фаза "Холодной войны" (1946-1954).
В Советский Союз стали чаще наведываться западные журналисты и фотографы.

Один из них, Эдвард Кларк, сделал фоторепортаж о зимнем Ленинграде 1955 года:






В 1955-м страна переживала Целинную эпопею - кампанию по освоению земель северного Казахстана, на которую были брошены десятки тысяч молодых людей из западной части страны.

Целинники готовят обед у полевой кухни. Исаак Тункель, 1 мая 1955:



В то время молодёжь было принято направлять туда, где хотело её видеть правительство. Выпускники даже самых престижных ВУЗов были обязаны ехать по распределению в глухие сельские районы учителями, врачами и агрономами.

Студенты МГУ на фотосессии, Евгений Умнов, 1955:



1955 год стал исключительно важной вехой в истории советского автомобилестроения. Прежде всего, именно 1955-й можно считать годом рождения знаменитой "Волги" ГАЗ-21. Хотя прототип был создан ещё в 1954-м, а массовое производство началось лишь летом 1957-го.

1-й экспериментальный образец 21-й "Волги" на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года:

1-й экспериментальный образец 21-й Волги на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года.jpg

Прежде чем поставить на конвейер, новый автомобиль долго тестируют. Летом 1955-го три "волги" совершают автопробег по дорогам СССР, о котором рассказывает журнал "Огонёк":


1955 Волга Июль n28.jpg

Другим шедевром советского автодизайна 1955 года стал междугородный автобус ЗИС-127. На этом снимке 1955 г. ещё опытный образец:




Разумеется, не обошлось без влияния стилистики американских "грейхаундов". К сожалению, этих красавцев в СССР будет выпущено ничтожно мало, всего 851 штука.

Зато другой автобусной новинке 1955 года будет уготована очень долгая жизни и по-настоящему массовое производство.
Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го:


1955 Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го.jpg

Однако основу советского автопрома по-прежнему составляет производство грузовиков, как более полезных для народного хозяйства. В то время грузовики заодно выполняли роль общественного транспорта ввиду дефицита автобусов. Теперь это кажется диким нарушением всех норм безопасности, а тогда чуть ли не вся страна ездила в кузовах.

Колхоз им. Мичурина Алма-Атинской области, 1955:


1955 Колхоз им Мичурина Алма-Атинской области.jpg

Колонна могучих МАЗов в фильме "Дело Румянцева" 1955 года:


1955 Дело Румянцева.jpg

На городских улицах и в полях в 1955-м ещё трудятся сотни тысяч стареньких ЗИСов и "полуторок":


1955 Уборка.jpg


Грузовик был любимой игрушкой мальчишек. Кадр из того же фильма "Дело Румянцева" 1955 года:


1955 Кадр из фильма Дело Румянцева.jpg

17 июня 1955 года свой первый полёт первый советский реактивный авиалайнер Ту-104:


Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.jpg

К 1955 году в основном завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы войны.
Возрождённый Севастополь ужи сияет своим белым камнем, но ещё нет ни одного деревца!


1955_gaz m-20 pobeda.jpg

1955 год принёс настоящую революцию в градостроительстве.
Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху советского монументального классицизма и открыло эру массового индустриального домостроения.
У западных стран была заимствована концепция дешевого типового пятиэтажного дома, которыми к тому времени уже вовсю застраивались окраины Парижа, Рима, Мадрида, Хельсинки и других европейских городов.

Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) на снимке Семёна Фридлянда:


Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) Фридлянд.jpg

Но массовое строительство хрущевок будет развернуто только в 1956-м, а пока 90% жилфонда русских городов составляют деревянные дореволюционные постройки, как на этом виде Астрахани из фильма 1955 года:


1955 Астрахань.jpg

Так выглядели старые жилые кварталы большинства советских городов:


1955 Астрахань2.jpg

В Лениграде в 1955 году наконец-то открылось метро, первую линию которого строили очень долго.
Станция Технологический институт. Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта, 1955:


1955 Станция Технологический институт Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта2.jpg

В 1955-м СССР начинает активное освоение Антарктиды.


1955 Арктика Пе-8 СССР Н-562.jpg

Экспедиция "Северный Полюс СП 3", летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:




Аэролог Канаки в Антарктике, 1955:


1955 Арктика СП 3 аэролог Канаки.jpg


Как одевались советские граждане в том году?
Владивосток на снимке Семёна Фридлянда 1955 г.:




Детский сад на Сахалине, фото Семёна Фридлянда, 1955:




Зимняя детская одежда на снимке Галины Санько 1955 г.:




Школьная форма 1955-го:


1955_shkola.jpg

Сочинский пляж-1955 (из архива Виктора Трофимовича Лаптева):


1955_Sochi_Primorskaya4.jpg

Отдыхающие в подмосковном санатории "Михайловское", Семён Фридлянд, 1955:




В результате успехов послевоенного восстановления страны советские граждане стали более лучше питаться.

В 1955 году Госторгиздат выпустил замечательную книгу "Кулинария" тиражом 500 000 экземпляров:


Кулинария - Госторгиздат, 1955г. Выпущена тиражом 500 000 экземпляров.jpg

Кстати, дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. Дефицит появится значительно позже.

@ visualhistory

Subscribe
Buy for 30 tokens
В Республике Башкортостан сохраняется дефицит иммуноглобулина человека против клещевого энцефалита. Об этом «ФВ» сообщила генеральный директор аптечной сети «Фармленд» Аделя Кальметьева. По данным регионального управления Роспотребнадзора, по состоянию на 16 июня в…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment